Исторические школы.

Дальнейшее развитие исторической науки в России проявлялось в форме образования исторических научных школ.

Термин «историческая школа» подразумевает круг, ученых, придерживающихся сходных взглядов ( метод типологии).

С.Ф. Платонов выделил:

1. Германскую историческую школу;

2. Историко-юридическую школу в России (серединаXIX в.);

3. Историко-экономическую школу ( конецXIX- нач.XX вв.)

Затем выделяется школа советских историков (XX век).

Ученые германской исторической школы (XVIII-нач.XIX вв.) считали, что человеческое общество развивается как организм, по строгим объективным законам, отвергнуть которые не может ни случайность, ни личность, какой бы гениальной она ни была. И задача историков- обнаруживать эти законы, вооружать знанием их общество. Отсюда требование к историкам: выводы должны быть обоснованы фактами, вытекать из фактов. Без фактов нет науки в истории.

Именно германские ученые своим жестким требованием превратили историю из вольных рассказов, былей- небылиц в строгую науку. И эта их традиция была положена в основу исторической науки в России. Начало положили историки XVIII в. и представители историко-юридической школы. Потом эту традицию продолжили сторонники историко-экономической школы и школы советских историков. Историки С.М. Соловьев и К.Д. Кавелин на основе фактов рассматривали русскую историю как естественную смену одних законов общежития другими и исследовали развитие государственных форм жизни общества под влиянием природы и особенностей родового быта.

Историко-экономическую школу представлял В.О. Ключевский (1841-1911 гг.). Развитие общества рассматривалось им как результат влияния социально-экономических условий, то есть не по воле царей или других лиц, а под влиянием объективных условий, прежде всего.

Все названные русские историки придерживались по сути позиции, близкой цивилизационному подходу, то есть рассматривали общество как крупную культурную и социальную систему, как социальный организм, развивающийся по объективным законам. Только одни историки акцент делали на решающем влиянии в обществе развития государственных форм жизни, другие - социально-экономических условий.

В XX в. сложилась в России школа советских историков. Они описывали историю с позиции идеологии марксизма-ленинизма и узкоклассового формационного подхода. В последние годы заметно стремление наших историков освещать прошлое с позиции цивилизационного подхода. Выделяются: культурно-историческая школа и комплексная, многофакторная школа.

1980 Бару Бенацерраф (1920), Жан Доссе (1916) и Джорд Д. Снелл (1903)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытие метода радиоиммунологического исследования пептидных гормонов ». Снелл изучал на мышах возможность пересева опухолей и установил, что переносимость опухолей детерминирована присутствием на поверхности клеток ...

Словенские земли в VII — первой половине XIV в.
Славянская колонизация представляла собой длительный и сложный процесс, прошедший ряд этапов. Так, применительно к истории словенцев ("альпийских славян") начальным моментом их переселения в Центральную Европу называют уже сере дину VI в. С начала ...

Эволюция общественно-политической мысли стран Ближнего и Среднего Востока под воздействием современности
Место и роль Арабского Востока в меняющейся системе современных международных связей и отношений, в формирующемся новом миропорядке будут определять множество динамично трансформирующихся в последние десятилетия, но в особенности с 90-х годов XX века, и слож ...