Особенности деятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны
Страница 5

Материалы » Особенности деятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны

Коммерческая торговля в годы войны играла положительную экономическую роль, будучи одним из средств регулирования соотношения спроса и предложения в условиях значительного отставания объема рыночных фондов от платежеспособного спроса населения, предоставляя возможность рабочим и служащим более высокооплачиваемых категорий приобретать товары по коммерчсским ценам, учитывающим соотношение денежной и товарной масс в стране, и улучшая тем самым снабжение этой группы населения, коммерческая торговля одновременно отвлекала часть платежеспособного спроса от колхозного рынка и благодаря этому способствовала снижению рыночных цен. Характерно, что по мере развития коммерческой торговли цены на товары в коммерческих магазинах постепенно снижались. Это, несомненно, влияло на снижение рыночных цен. Значение коммерческой торговли в период войны, как и ранее, в 1935г., состояло в том, что она служила подготовительной ступенью к последующему переходу к открытой торговле.

Резкое сокращение в первые два года войны, а затем постепенное увеличение рыночных фондов предметов потребления, мероприятия по мобилизации местных товарных ресурсов, организация с 1944 г. коммерческой торговли — все это отразилось в динамике розничного товарооборота.

В 1944 г. производство предметов потребления сократилось на 46%, производство же средств производства увеличилось на 36% (в сопоставимых ценах). В результате удельный вес производства продукции промышленности вырос с 61,2% в 1940 г. примерно до 80% в 1944 г., а предметов потребления—соответственно снизился с 38,8 до 20%. В 1945 г. в связи с окончанием войны, и, соответственно, сокращением производства военных отраслей производство средств производства уменьшилось по сравнению с 1944 г. примерно на 18%, производство предметов потребления увеличилось более чем на 9%, т.о. появились тенденции к некоторому повышению уровня жизни населения.

Общее число розничных торговых предприятий потребительской кооперации в целом по стране к началу 1945 г. составляло 116,6 тыс. единиц, 51,3% от численности довоенной торговой сети, и предприятий общественного питания соответственно 12,9 тыс. единиц, 74%. Особенно пострадала складская сеть. Только в системе потребительской кооперации за период оккупации было полностью разрушено 20537 складских помещений и производственных предприятий и частично повреждено 11516 баз, складов и других предприятии.

С 1943 года, после разгрома немецких войск под Сталинградом и освобождения части оккупированной территории в системе Сталинградского облпотребсоюза наблюдался рост числа предприятий розничной торговли. Разумеется, далеко не все можно было сразу сдавать в эксплуатацию - большинство из них было разрушено, пострадали не только здания, но и весоизмерительное оборудование, наблюдался недостаток квалифицированных кадров.

Тем не менее, на протяжении военных действий планы розничного товарооборота, в целом, выполнялись. В 1943 году из 69 райпотребсоюзов годовой план розничного товарооборота был выполнен в 41 райпотребсоюзе. Из них лучшими были признаны Руднянский (выполнение плана на 163%, Камышин-ский (на 123%), Урюпинский (на 132%), Среднеахтубинский (на 155%), Николаевский (на 115%) - т.е. районы, не подвергавшиеся оккупации. В 1944 году произошло снижение реализации хлебопродуктов на 24,7 млн. руб. вследствие того, что выделение фондов хлебопродуктов сельскому населению значительно сократилось. Также сократилась продажа рыбы, в соответствии с сокращением улова (если в 1943 году райпотребсоюзами было выловлено рыбы 8505 цент., то в 1944 вылов рыбы значительно сократился - 2714 цент.). Одновременно на протяжении войны ежегодно значительно увеличивалась продажа водки и ликеро-водочных изделий. Некоторое увеличение продажи товаров промышленной группы при сокращении объема продаж товаров продовольственных, было обусловлено не потребностью населения, стремившегося, в первую очередь, удовлетворить потребности в продовольствии, а сокращением фондов товаров продовольственной группы. Уровень оборота по товарам, имеющим производственное назначение для колхозников - шорные, обозно-щепные изделия, подвергался колебаниям в меньшей степени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Культура России XIX века. Россия в начале 19 века
Вначале 19 века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то ...

Задача
В сентябре 1905 г. отставной титулярный советник Н. Липкин, проживавший в г. Ярославле, приобрел в Рыбинском уезде Ярославской губернии усадьбу. Стоимость усадьбы по земской оценке составляла 14 тыс. рублей. Став владельцем недвижимости, Н. Липкин обратился ...

Николай I
По кончине Александра I престол отошел к его младшему брату – императору Николаю I Павловичу (1825-1855). В его царствование подверглись упорядочению вопросы использования государственного герба. Николаем I были установлены два типа государственного символа ...