Особенности деятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны
Страница 5

Материалы » Особенности деятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны

Коммерческая торговля в годы войны играла положительную экономическую роль, будучи одним из средств регулирования соотношения спроса и предложения в условиях значительного отставания объема рыночных фондов от платежеспособного спроса населения, предоставляя возможность рабочим и служащим более высокооплачиваемых категорий приобретать товары по коммерчсским ценам, учитывающим соотношение денежной и товарной масс в стране, и улучшая тем самым снабжение этой группы населения, коммерческая торговля одновременно отвлекала часть платежеспособного спроса от колхозного рынка и благодаря этому способствовала снижению рыночных цен. Характерно, что по мере развития коммерческой торговли цены на товары в коммерческих магазинах постепенно снижались. Это, несомненно, влияло на снижение рыночных цен. Значение коммерческой торговли в период войны, как и ранее, в 1935г., состояло в том, что она служила подготовительной ступенью к последующему переходу к открытой торговле.

Резкое сокращение в первые два года войны, а затем постепенное увеличение рыночных фондов предметов потребления, мероприятия по мобилизации местных товарных ресурсов, организация с 1944 г. коммерческой торговли — все это отразилось в динамике розничного товарооборота.

В 1944 г. производство предметов потребления сократилось на 46%, производство же средств производства увеличилось на 36% (в сопоставимых ценах). В результате удельный вес производства продукции промышленности вырос с 61,2% в 1940 г. примерно до 80% в 1944 г., а предметов потребления—соответственно снизился с 38,8 до 20%. В 1945 г. в связи с окончанием войны, и, соответственно, сокращением производства военных отраслей производство средств производства уменьшилось по сравнению с 1944 г. примерно на 18%, производство предметов потребления увеличилось более чем на 9%, т.о. появились тенденции к некоторому повышению уровня жизни населения.

Общее число розничных торговых предприятий потребительской кооперации в целом по стране к началу 1945 г. составляло 116,6 тыс. единиц, 51,3% от численности довоенной торговой сети, и предприятий общественного питания соответственно 12,9 тыс. единиц, 74%. Особенно пострадала складская сеть. Только в системе потребительской кооперации за период оккупации было полностью разрушено 20537 складских помещений и производственных предприятий и частично повреждено 11516 баз, складов и других предприятии.

С 1943 года, после разгрома немецких войск под Сталинградом и освобождения части оккупированной территории в системе Сталинградского облпотребсоюза наблюдался рост числа предприятий розничной торговли. Разумеется, далеко не все можно было сразу сдавать в эксплуатацию - большинство из них было разрушено, пострадали не только здания, но и весоизмерительное оборудование, наблюдался недостаток квалифицированных кадров.

Тем не менее, на протяжении военных действий планы розничного товарооборота, в целом, выполнялись. В 1943 году из 69 райпотребсоюзов годовой план розничного товарооборота был выполнен в 41 райпотребсоюзе. Из них лучшими были признаны Руднянский (выполнение плана на 163%, Камышин-ский (на 123%), Урюпинский (на 132%), Среднеахтубинский (на 155%), Николаевский (на 115%) - т.е. районы, не подвергавшиеся оккупации. В 1944 году произошло снижение реализации хлебопродуктов на 24,7 млн. руб. вследствие того, что выделение фондов хлебопродуктов сельскому населению значительно сократилось. Также сократилась продажа рыбы, в соответствии с сокращением улова (если в 1943 году райпотребсоюзами было выловлено рыбы 8505 цент., то в 1944 вылов рыбы значительно сократился - 2714 цент.). Одновременно на протяжении войны ежегодно значительно увеличивалась продажа водки и ликеро-водочных изделий. Некоторое увеличение продажи товаров промышленной группы при сокращении объема продаж товаров продовольственных, было обусловлено не потребностью населения, стремившегося, в первую очередь, удовлетворить потребности в продовольствии, а сокращением фондов товаров продовольственной группы. Уровень оборота по товарам, имеющим производственное назначение для колхозников - шорные, обозно-щепные изделия, подвергался колебаниям в меньшей степени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Возникновение и развитие христианства
Христианство - мировая монотеистическая авраамическая религия. Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Название «Христианство» происходит от греческого слова «христос», что означает «помазанник». Христом называется Иисус, живший в первом ...

1960 Френк Макфалейн Бернет (1899-1985) и Питер Брайн Медавар (1915-1987)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытие приобретенной иммунологической толерантности». Френк Макфалейн Бернет Вклад Бёрнета был результатом, главным образом, его теоретических разработок. Он первым обратил внимание на то, что организм каждого позв ...

Финансовая реформа
В 314 г., сразу после прекращения наиболее острого периода междоусобий, Константин провел новую денежную реформу, устранявшую основной недостаток реформы Диоклетиана. За годы, прошедшие между двумя реформами, удалось вычислить более точную стоимость золота в ...