Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года
Страница 2

Материалы » Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны » Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года

· установление народных планов СССР;

· утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;

· управление банками, промышленными, сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения;

· управление связью и транспортом;

· руководство денежной и кредитной системой;

· организация государственного страхования;

· заключение и представление займов;

· установление основных начал землепользования и пользования недрами, лесами и водами;

· установление основных начал в области здравоохранения и просвещения;

· организация единой системы народнохозяйственного учета;

· установление основ законодательства о труде;

· законодательство о судоустройстве и судопроизводстве;

· уголовный и гражданский кодексы; законы о союзном гражданстве;

· законы о правах иностранцев;

· установление основ законодательства о браке и семье;

· издание общесоюзных актов амнистии.

Как видно, четко прослеживается тенденция на расширение прав Союза. Суверенитет союзных республик был ограничен в пределах, указанных в этой статье. Все другие вопросы союзная республика решала самостоятельно. Каждая союзная республика имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывающие особенности республик. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия.

Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действовал общесоюзный закон. Следовательно, Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции указан не был. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.

В целом в жизни советского общества произошли качественные перемены:

Во-первых, на практике была доказана возможность изменения капиталистических отношений и замены их принципиально иным социальным строем;

Во-вторых, в эти годы были заложены основы нашего военно-политического и индустриального могущества.

В-третьих, были ликвидированы все эксплуататорские классы.

В-четвертых, в стране сложилась две основная форма собственности - общественная в виде государственной и колхозно-кооперативной.

В-пятых, менялся облик всех народов СССР, укреплялись их дружба и сотрудничество.

Новое качественное состояние советского народа привело политическое руководство страны к выводу о том, что в СССР в основном построено социалистическое общество. Как уже отмечалось, изменения в развитии страны были закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936г.).

Сегодня уже понятно, что данная конституция носила скорее декларативный характер.

Страницы: 1 2 

Российский либерализм XIX века. Два движущих фактора "русского либерализма"
В своей статье "Российский либерализм XIX века: формула судьбы" доктор исторических наук, зав. отделом журнала "Отечественная история" Сергей Секиринский прослеживает развитие в нашей стране либерального движения и его идеологии на протяж ...

Комитет министров
Для решения межведомственных вопросов созывались совещания министров. С 1802 по 1812 гг. совещания проводились нерегулярно (в зависимости от текущей ситуации) и не имели постоянного организационного статуса. С 1812 г. совещания министров были организационно ...

Завоевание Закавказья.
Основная сила татаро-монголов возвратилась с награбленной добычей из Средней Азии в Монголию. Но значительная часть войска была направлена на завоевание Ирана и Закавказья. Разбив объединенные армяно-грузинские войска и нанеся огромный ущерб экономике Закав ...