Казахстан в начале XX века. Социально-экономическое положение края в начале XX века
Страница 2

Материалы » Социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века–в начале XX века » Казахстан в начале XX века. Социально-экономическое положение края в начале XX века

XX в. была добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и другие города края.

В начале

XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо-восточном регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза. Наиболее крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде, где работали до 5 тыс. казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском уезде Семипа­латинской области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям, товариществам и обществам. www.nextbanking.ru

В Западном Казахстане, Урало-Эмбинском районе добывалась нефть. Разработкой нефтяных месторождений в 1912—1914 гг. зани­мались «Западно-Уральское нефтяное общество», «Урало-Эмбинское общество» и «Северо-Каспийская нефтяная компания», владельцами, которых были английские капиталисты. Дешевая рабочая сила, отсутствие конкуренции, богатые месторождения нефти при хищни­ческой эксплуатации приносили огромные прибыли хозяевам.

В целом же, в промышленности края преобладали предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салото­пенные, мыловарные, винокуренные, маслобойные и др.

В Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях получили развитие шерстяно-суконные фабрики, мясоконсервные заводы, в которых особую заинтересованность проявляло военное ведомство, а также мукомольно-крупяная промышленность.

В Южном Казахстане кроме мелких предприятий по обработке сырья развивалась и хлопкоочистительная промышленность. В нача­ле

XX в. в Шымкенте было построено четыре хлопкоочистительных завода, в Туркестане — два.

Рыбные промыслы развивались в Волжско-Каспийском бассейне, Урало-Эмбинском крае, на Аральском море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском озерах.

В превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической промышленности важную роль сыграло строи­тельство железных дорог. В начале

XX в. в Казахстане развернулось строительство железных дорог — Оренбург — Ташкент, Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог. Основной железно­дорожной магистралью дореволюционного Казахстана была Оренбургско-Ташкентская, построенная в 1901—1905 гг.

Строительство железных дорог имело огромное значение в эко­номической жизни края, так как железные дороги связывали край с промышленными центрами России и втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана вывозились различное про­мышленное сырье, продукты скотоводства, скот, зерно, а в край ввозились фабрично-заводские изделия, галантерейные, бакалей­ные товары. Железные дороги также имели военно-стратегическое значение для перебрасывания войск и подавления народных выступ­лений и волнений. К 1917 г. в Казахстане было проложено всего 2793 версты железных дорог, из них 2557 верст были дорогами общего пользования и лишь 236 верст местного значения [7;112].

В Семипалатинской области из-за отсутствия железных дорог пользовались водным путем. Грузы по Иртышу перевозили пароход­ные компании «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода и 214 непаровых судов и барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и Семипалатинском.[7;256]

В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам Семипалатинск — Верный — Ташкент, Оренбург — Гурьев, Петропавловск — Кокчетав — Акмолинск и др.

Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей заложило экономическую основу формирования кад­ров рабочего класса в Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными источниками их формирова­ния в крае были отходники из обедневшей части казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и бед­нота местных городов, нижние воинские чины, а также квалифици­рованные рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губер­ний Российской империи.

Страницы: 1 2 

Становление российского флота
Попытки выйти на большую воду и обзавестись собственной военной силой на море предпринимались еще и в допетровское время. Но это были робкие первые шаги, которые не могли иметь большого значения. С петровским царствованием связано создание в России регулярно ...

Экономическая партия большевиков в годы гражданской войны и строительства социализма.
Гражданская война (предпосылки и последствия).Гражданская война-это вооруженная борьба между различными группами населения имеющие различные политические, этнические нравственные интересы. В России гражданская война проходила при вмешательстве иностранной ин ...

Василий III
Великий князь Василий III Иванович (1505-1533) оказался во всех отношениях продолжателем дела отца. При нем продолжалось расширение и укрепление единого российского государства, развивалось и его символическое обеспечение. Примечательно, что двуглавый орел и ...