Биография С. Е. Десницкого
Страница 1

Основоположник русской юриспруденции, Семен Ефимович Десницкий происходил из мещан города Нежина. Родился в конце 30-х – начале 40-х годов XVIII века. Окончив Троицко-Лаврскую семинарию, он в 1759 году был направлен в гимназию при Московском университете.

Десницкий был переведен в число студентов 26 апреля 1760 года. Скорее всего, он начал обучаться в ректорском классе.

Обращает на себя внимание состав учеников университетской гимназии. Одновременно с Десницким здесь учились будущие выдающиеся деятели русского просвещения – Н. И. Новиков и Д. И. Фонвизин, ряд известных впоследствии ученых, поэтов, писателей, переводчиков и педагогов.

В 1760 году вместе с несколькими другими воспитанниками университета Десницкий был вызван куратором Шуваловым в Петербург для подготовки к поездке за границу. Студенты изучали философию, физику и элоквенцию, а в августе 1761 года Десницкий и Третьяков выехали в Англию. Они были направлены в университет в Глазго, где должны были обучаться «греческому языку, натуральной и нравоучительной философии, метафизике и математике».

Русские студенты не знали английского языка, поэтому приходилось брать частные уроки по математике и натуральной философии на латинском языке. Постепенно, языковые трудности были преодолении, и Десницкий и Третьяков смогли приступить к регулярному слушанию лекций вместе с другими студентами. Кроме того, они присматривались к английской жизни, изучали произведения английских и шотландских мыслителей.

Несмотря на возросший удельный вес капиталистических отношений в Англии в сельском хозяйстве, в промышленности еще не были до конца изжиты пережитки феодализма.

Десницкий имел возможность наблюдать первые шаги промышленного переворота в Англии. Он был лично знаком с Дж. Уаттом, «мастером математического инструмента».[5]

Несомненно, влияние на мировоззрение Десницкого оказало знакомство с произведениями английских просветителей. Критически настроенные по отношению к существующему общественному строю, они успешно развивали науку об обществе.

Главными предметами занятий Десницкого и Третьякова в Глазговском университете были философия и юриспруденция. Изо всех университетских профессоров наибольшее влияние на Десницкого оказал Адам Смит, который читал курс нравственной философии. Несомненно, под влиянием Смита русские студенты обстоятельно ознакомились с произведениями Юма, направленными против религиозных вероучений. Впоследствии некоторые положения Юма были использованы ими в работах, затрагивающих вопросы религии.

По свидетельству Миллара, тоже университетского преподавателя, вторая часть курса Смита была посвящена вопросам этики. Здесь Смит излагал основные положения своей «Теории нравственных чувств». В третьей части курса, сообщает Миллар, профессор «более подробно рассматривает ту область морали, что относится к правосудию, - эта область, подчиняясь точным о определенным правилам, поддается точному и подробному объяснению». В четвертой части курса Смит рассматривал те политические установления, которые зиждутся не на справедливости, а на целесообразности и призваны увеличить богатство, мощь и процветание государства. С этой точки зрения он рассматривал политические учреждения, относящиеся к торговле, финансам, к духовным и военным организациям.[6]

Русские студенты прослушали также трехлетний курс гражданского права профессора Миллара, который затрагивал вопросы теории административного права и уголовного процесса.

Миллар еще в 1768 году начал выделяться своими демократическими принципами, которые особенно ярко проявились в обширном исследовании «Историческое обозрение английского правительства».

Находясь в Глазго, русские студенты постоянно испытывали материальные затруднения, поскольку деньги из России присылались нерегулярно и далеко не полностью. В1762 году, когда Десницкий и Третьяков оказались без денег, Совет университета решил ссудить их весьма значительной по тому времени суммой, что можно рассматривать как признание их успехов в учебе.

Несмотря на материальные затруднения, русские студенты добились значительных успехов. В 1764 году Третьяков был удостоен ученой степени магистра искусств; в 1765 году такую же ученую степень получил Десницкий.

31 декабря 1765 г. Десницкий и Третьяков обратились к декану и членам правления университета с просьбой рассмотреть вопрос о том, не дает ли им прохождение курса этики и юриспруденции у Смита и трехлетнее посещение курса Миллара по гражданскому праву основание предложить себя в качестве кандидатов на степень доктора прав и сдать экзамены, необходимые для ее получения. 9 января Миллар лично проэкзаменовал их и заключил, что студенты готовы к сдаче экзамена. 16 января они успешно сдали экзамены и им были предложены темы для диссертаций.

8 февраля 1766 года Десницкий и Третьяков представили свои диссертации факультету, а 8 апреля было разрешено их опубликовать.

Страницы: 1 2 3

Понятие достоверности исторического источника. Полнота и точность информации источника
От изучения внешних характеристик источника, обстоятельств его возникновения, интерпретации исследователь переходит к внутренней критике: анализу содержания. Исследовательская практика представляет собой бесконечное движение ко всё более полному и глубокому ...

«Коллективизация»
Разразившийся в 1927 г. хлебозаготовительный кризис сорвал план вывоза зерна за границу, страна недополучила валюту, что привело к сокращению промышленных программ. Для ликвидации кризиса нужна была очередная аграрная реформа, которая способствовала бы перех ...

Эпоха «просвещенного абсолютизма» как один из этапов российской государственности
Петровская эпоха была завершением процесса складывания абсолютизма, но она же оказалась и наиболее полным его выражением. Именно при Петре I неограниченность власти монарха достигла максимального предела. Последующий же период стал этапом выработки пусть и н ...