Биография С. Е. Десницкого
Страница 1

Основоположник русской юриспруденции, Семен Ефимович Десницкий происходил из мещан города Нежина. Родился в конце 30-х – начале 40-х годов XVIII века. Окончив Троицко-Лаврскую семинарию, он в 1759 году был направлен в гимназию при Московском университете.

Десницкий был переведен в число студентов 26 апреля 1760 года. Скорее всего, он начал обучаться в ректорском классе.

Обращает на себя внимание состав учеников университетской гимназии. Одновременно с Десницким здесь учились будущие выдающиеся деятели русского просвещения – Н. И. Новиков и Д. И. Фонвизин, ряд известных впоследствии ученых, поэтов, писателей, переводчиков и педагогов.

В 1760 году вместе с несколькими другими воспитанниками университета Десницкий был вызван куратором Шуваловым в Петербург для подготовки к поездке за границу. Студенты изучали философию, физику и элоквенцию, а в августе 1761 года Десницкий и Третьяков выехали в Англию. Они были направлены в университет в Глазго, где должны были обучаться «греческому языку, натуральной и нравоучительной философии, метафизике и математике».

Русские студенты не знали английского языка, поэтому приходилось брать частные уроки по математике и натуральной философии на латинском языке. Постепенно, языковые трудности были преодолении, и Десницкий и Третьяков смогли приступить к регулярному слушанию лекций вместе с другими студентами. Кроме того, они присматривались к английской жизни, изучали произведения английских и шотландских мыслителей.

Несмотря на возросший удельный вес капиталистических отношений в Англии в сельском хозяйстве, в промышленности еще не были до конца изжиты пережитки феодализма.

Десницкий имел возможность наблюдать первые шаги промышленного переворота в Англии. Он был лично знаком с Дж. Уаттом, «мастером математического инструмента».[5]

Несомненно, влияние на мировоззрение Десницкого оказало знакомство с произведениями английских просветителей. Критически настроенные по отношению к существующему общественному строю, они успешно развивали науку об обществе.

Главными предметами занятий Десницкого и Третьякова в Глазговском университете были философия и юриспруденция. Изо всех университетских профессоров наибольшее влияние на Десницкого оказал Адам Смит, который читал курс нравственной философии. Несомненно, под влиянием Смита русские студенты обстоятельно ознакомились с произведениями Юма, направленными против религиозных вероучений. Впоследствии некоторые положения Юма были использованы ими в работах, затрагивающих вопросы религии.

По свидетельству Миллара, тоже университетского преподавателя, вторая часть курса Смита была посвящена вопросам этики. Здесь Смит излагал основные положения своей «Теории нравственных чувств». В третьей части курса, сообщает Миллар, профессор «более подробно рассматривает ту область морали, что относится к правосудию, - эта область, подчиняясь точным о определенным правилам, поддается точному и подробному объяснению». В четвертой части курса Смит рассматривал те политические установления, которые зиждутся не на справедливости, а на целесообразности и призваны увеличить богатство, мощь и процветание государства. С этой точки зрения он рассматривал политические учреждения, относящиеся к торговле, финансам, к духовным и военным организациям.[6]

Русские студенты прослушали также трехлетний курс гражданского права профессора Миллара, который затрагивал вопросы теории административного права и уголовного процесса.

Миллар еще в 1768 году начал выделяться своими демократическими принципами, которые особенно ярко проявились в обширном исследовании «Историческое обозрение английского правительства».

Находясь в Глазго, русские студенты постоянно испытывали материальные затруднения, поскольку деньги из России присылались нерегулярно и далеко не полностью. В1762 году, когда Десницкий и Третьяков оказались без денег, Совет университета решил ссудить их весьма значительной по тому времени суммой, что можно рассматривать как признание их успехов в учебе.

Несмотря на материальные затруднения, русские студенты добились значительных успехов. В 1764 году Третьяков был удостоен ученой степени магистра искусств; в 1765 году такую же ученую степень получил Десницкий.

31 декабря 1765 г. Десницкий и Третьяков обратились к декану и членам правления университета с просьбой рассмотреть вопрос о том, не дает ли им прохождение курса этики и юриспруденции у Смита и трехлетнее посещение курса Миллара по гражданскому праву основание предложить себя в качестве кандидатов на степень доктора прав и сдать экзамены, необходимые для ее получения. 9 января Миллар лично проэкзаменовал их и заключил, что студенты готовы к сдаче экзамена. 16 января они успешно сдали экзамены и им были предложены темы для диссертаций.

8 февраля 1766 года Десницкий и Третьяков представили свои диссертации факультету, а 8 апреля было разрешено их опубликовать.

Страницы: 1 2 3

Отношение к крепостному праву
Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как бы ни было велико её желание искоренить в России "крепостное рабство", пойти на радикальные меры она не решалась. Императрица понимала, что тем самым противопоставит себя опоре трона - ...

 Значение экономических факторов для процесса перемещений народов Европы (конец Средневековья – Новое время)
В настоящее время не подлежит сомнению важное для истории разных сторон жизни значение развития торговых сношений между отдельными странами и открытия новых для них путей. Многие важные перемены экономического характера в истории отдельных стран и народов и ...

Развитие начального женского образования в Западных губерниях Российской империи во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
С конца XVIII века женское образование на территории Беларуси осуществлялось главным образом в католических женских монастырях и в частных польских пансионах. Римско-католические ордена стремились подчинить своему влиянию немногочисленные женские школы и дом ...