Хозяйственная деятельность Николо-Корельского монастыря.

Материалы » Северные монастыри и их деятельность по хозяйственному освоению русского севера » Хозяйственная деятельность Николо-Корельского монастыря.

В условиях отсутствия помещичьего землевладения, северные монастыри, были самыми крупными хозяйствами на Севере. Монастыри владели землями, пожнями, рыбными ловлями. Все это позволяло строить красивые церкви, восстанавливать и значительно приумножать хозяйство. Наиболее прибыльный промысел – солеварение – вскоре оказался в руках у монастырей. Это придавало им здесь особое значение. Крепкие хозяйства монастырей, располагавшие богатыми запасами продовольствия, не раз спасали крестьян в голодные годы.

Кроме чисто религиозных причин интереса Русской церкви к поселениям на Новой Земле были и экономические. Со второй половины XIX столетия на богатые зверьем острова претендовали норвежские промышленники. Для большей привязки самоедов к российскому государству были приняты столь активные меры для христианизации северного края. Организация монашеского скита была поручена именно Николо-Корельскому монастырю с «целью просветить евангельским учением обитателей Новой Земли – самоедов и удовлетворить религиозные потребности промышленников». Мизерной суммы на содержание скита не хватало. Существенной помощью Новоземельской обители стали благотворительные взносы. Так, в сентябре 1891 года, анонимный благотворитель пожертвовал скиту 500 рублей на приобретение рыболовных снастей для поддержания монашеского хозяйства. Однако, после предварительного анализа от этой идеи решено было отказаться. Было признано более целесообразным заняться охотой на морского зверя, что в итоге принесло приходу хороший доход. В 1891 году скит был наделен правом пользования небольшими угодьями наравне с местными жителями.

Еще одним аспектом деятельности монастыря в Большеземельской тундре являлась организация монастырского оленьего стада. Архивные документы свидетельствуют о «передаче стада из-под присмотра священника Исадского под присмотр священника Шаньгина в 1861 году. Судя по всему, служители культа, несущие свое послушание на территориях самоедской тундры, параллельно со своими духовными функциями занимались организацией хозяйственной работы монастыря. Об этом известен лишь один факт: еще в XVI веке, по распоряжению Филиппа, будущего митрополита московского, а тогда настоятеля Соловецкого монастыря, на остров Анзер было завезено несколько пар оленей.

На примере Николо-Корельского монастыря можно убедиться в большом значении деятельности монастырей по освоению Севера России.

Политическая организация.
Деятельность партии социал-революционеров в Тамбовской губернии имеет давнюю традицию. Здесь работали такие видные представители правых эсеров как В.М. Чернов и С.Н. Слетов, именно В Тамбовской губернии началась политическая карьера М.А. Спиридоновой[126]. В ...

Цивилизационный подход в исторической науке.
На основе культурно-исторической концепции и теории цивилизации сложился цивилизационный подход в исторической науке. До 1917 года историческая наука в нашей стране развивалась свободно на основе всех трех концепций. После 1917 года, особенно с 1930-х когда ...

Политический строй и политическая борьба в СССР в 20-е годы
В 1920-е годы почти на всей территории бывшей Российской империи (за исключением Финляндии, Прибалтики, Польши, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии) утвердилась диктатура большевистской партии - вариант однопартийной политической системы. В начале деся ...