Хозяйственная деятельность Николо-Корельского монастыря.

Материалы » Северные монастыри и их деятельность по хозяйственному освоению русского севера » Хозяйственная деятельность Николо-Корельского монастыря.

В условиях отсутствия помещичьего землевладения, северные монастыри, были самыми крупными хозяйствами на Севере. Монастыри владели землями, пожнями, рыбными ловлями. Все это позволяло строить красивые церкви, восстанавливать и значительно приумножать хозяйство. Наиболее прибыльный промысел – солеварение – вскоре оказался в руках у монастырей. Это придавало им здесь особое значение. Крепкие хозяйства монастырей, располагавшие богатыми запасами продовольствия, не раз спасали крестьян в голодные годы.

Кроме чисто религиозных причин интереса Русской церкви к поселениям на Новой Земле были и экономические. Со второй половины XIX столетия на богатые зверьем острова претендовали норвежские промышленники. Для большей привязки самоедов к российскому государству были приняты столь активные меры для христианизации северного края. Организация монашеского скита была поручена именно Николо-Корельскому монастырю с «целью просветить евангельским учением обитателей Новой Земли – самоедов и удовлетворить религиозные потребности промышленников». Мизерной суммы на содержание скита не хватало. Существенной помощью Новоземельской обители стали благотворительные взносы. Так, в сентябре 1891 года, анонимный благотворитель пожертвовал скиту 500 рублей на приобретение рыболовных снастей для поддержания монашеского хозяйства. Однако, после предварительного анализа от этой идеи решено было отказаться. Было признано более целесообразным заняться охотой на морского зверя, что в итоге принесло приходу хороший доход. В 1891 году скит был наделен правом пользования небольшими угодьями наравне с местными жителями.

Еще одним аспектом деятельности монастыря в Большеземельской тундре являлась организация монастырского оленьего стада. Архивные документы свидетельствуют о «передаче стада из-под присмотра священника Исадского под присмотр священника Шаньгина в 1861 году. Судя по всему, служители культа, несущие свое послушание на территориях самоедской тундры, параллельно со своими духовными функциями занимались организацией хозяйственной работы монастыря. Об этом известен лишь один факт: еще в XVI веке, по распоряжению Филиппа, будущего митрополита московского, а тогда настоятеля Соловецкого монастыря, на остров Анзер было завезено несколько пар оленей.

На примере Николо-Корельского монастыря можно убедиться в большом значении деятельности монастырей по освоению Севера России.

Военные преступления. Формула обвинения
Все обвиняемые совершили военные преступления между 1 сентября 1939 года и 8 мая 1945 года и в Германии во всех странах и областях, которые были оккупированы германскими вооруженными силами с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в ...

Переход к России Правобережной Кубани
После Кючук-Кайнарджийского мира Россия, казалось бы, прочно закрепила за собой Правобережную Кубань. Однако это было закрепление с помощью войск. Для основательного закрепления, как понимала Екатерина, здесь нужны были постоянные носители российских интерес ...

Общественно-политическая жизнь БАССР в 1920-1930-е гг.
После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Башкортостане развернулось рабочее, крестьянское и национальное движение. Различные слои башкирского населения требовали признания башкир нацией, имеющей право на самоопределение.В ноябре 1917 года Башкирс ...