Проект Правительствующего и Судебного сенатов

Материалы » Философия права М.М. Сперанского » Проект Правительствующего и Судебного сенатов

Сперанский считал необходимым безотлагательно реформировать сенат. Он предлагал отделить правительственные функции от судебных и создать два сената, назвав первый Правительствующим, а второй Судебным. Проект реформы сената рассматривался сначала в комитете председателей департаментов Государственного совета в 1811г., а затем и на общем собрании Совета. Представляя в Государственный Совет проект учреждения Правительствующего и Судебного сенатов, Сперанский предпослал ему обширное введение, в котором обстоятельно доказывал, что Сенат не может быть "законодательным сословием".

Реформой сената Сперанский хотел подготовить, отчистить путь для Думы в Правительствующем сенате.

На Сенат возлагался, с одной стороны, надзор за центральной властью, с другой - непосредственное управление, т.е. два рода деятельности, взаимно исключающие друг друга. По смыслу проекта министр подвергался взысканию не только за важную государственную вину, но и за дурное управление. Он мог быть отдан под суд, отстранен от должности и передан Верховному уголовному суду. Однако не было органа, который постоянно контролировал его действия. Государственный совет имел право назначить из своей среды следственную комиссию по жалобам на министра, но он был сам членом Государственного совета. И Сенат вскоре возвратился к прежней роли: административная власть ушла от него сома по себе.

Что же касается Судебного сената, то он по мнению Сперанского, должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны и избранных дворян, причем тех и других должно быть поровну.

М.М. Сперанский доказывал, что обновленный в своем составе Судебный Сенат, поставленный столь высоко, сделался бы учреждением совершенно независимым от административной власти, и в то же время верховная власть была бы освобождена от мелких дел. Независимое положение Сената, его широкие права по пересмотру судебных решений, ревизии и управлению судебными местами империи могли, по мнению Сперанского, "обеспечить населению законность, в которой она столь сильно нуждалась". Предполагалось Судебный Сенат приблизить к населению и разместить по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казане и Киеве. Каждое сенатское присутствие должно было состоять из четырех департаментов по рассмотрению казенных дел, по частным делам, уголовным и межевым (временно).

Проект учреждения обоих сенатов в июне 1811г. был внесен для обсуждения на общее собрание Совета. Если раньше все предложения Сперанского проходили почти без обсуждения, то в данном случае развернулись горячие прения. Члены Совета в большинстве возражали против реформы Сената.

Несмотря на все возражения, проект реформы Сената был одобрен, и Александр I утвердил решение Государственного совета. К сожалению, утвержденному проекту переустройства Сената не суждено было быть претворенным в жизнь. Реформа Сперанского подняла против него все консервативные силы.

Русский реформатор последовательно проводил мысль, что законодательным, политическим учреждением должна быть в России Дума, а на Сенат. Реформой Сената Сперанский подготавливает, отчищает путь для Думы. Судебный Сенат, сформированный наполовину из выбранных членов, по мнению противников реформатора, послужил бы мостом, который должен был соединить самодержавную Россию с Россией конституционной. Противники Сперанского догадались об этом раньше, чем он предполагал и хотел. Независимое положение суда в России равнялось в их глазах введению представительного образа правления.

Политика Ф. Рузвельта в области экономики
Экономический кризис заставил американское правительство искать пути оздоровления хозяйства и разработать комплексную антикризисную программу. Решение этих задач связано с именем крупного политического деятеля XX века Франклина Рузвельта, представителя Демок ...

Продовольственные проблемы 70 – 80-х гг
В 1966-1980 гг. в аграрный сектор страны было направлено около 400 млрд руб. инвестиций, что по официальному курсу тех лет равнялось 680 млрд долл. и составляло 78% всех инвестиций, направленных на развитие сельского хозяйства за все годы советской власти, т ...

Наш край в 12-15 вв.
Хазарский каганат (VIII-Х вв.) распространял свою власть на Подонье, Приазовье, Кавказ, Нижнее Поволжье. Болгарские племена, кочевавшие в это время в Среднем Поволжье, находились в вассальной зависимости от хазар. С принятием ислама Волжская Болгария приобщ ...