Русские летописи как важнейший источник сведений о необычайных явлениях природыСтраница 3
В 60-х - начале 70-х гг. XI в. игумен Киево-Печерского монастыря Никон Тмутараканский составил второй летописный свод. Наконец, в 1093-1095 гг. в том же монастыре была завершена работа над третьей летописью, условно именуемой в литературе Начальным сводом.
Но прежде чем началась на Руси систематическая, исполненная подвижничества работа над созданием летописных сводов, уже десятилетиями велись записи о важнейших событиях в жизни Русской земли и населяющих ее народов. Одновременно первые хронисты фиксировали и необычайные природные явления. Некоторые из них были использованы при создании Начального свода, "Повести временных лет", Новгородской первой летописи, Архангельского летописца. Некоторые из подобных записей дошли до начала XVI в. и были включены в состав обширнейшего Никоновского свода, в котором исследователями обнаружены многие уникальные известия. Именно Никоновский свод донес до нашего времени свидетельство о том, что летом 979 г. на Руси наблюдались великие грозы и сильные ветры с "вихром", которые "много пакости" причинили "людям, скоту и зверям как лесным, так и степным". Первые хронисты отметили в 991 г. великое наводнение, которое "много зла сотворило" в русских землях, а спустя три года на Русь обрушилась засуха. Одни летописцы отметили "кары весьма тяжкие", а другие зарегистрировали "сухмень великую", необычайный зной, от которых во многих местах погибли "жита". Под 1000 г. в Никоновском своде отмечено, что "бысть поводь велика". Это свидетельствует о том, что уже в последние десятилетия X в. началась регистрация русскими хронистами экстремальных природных явлений.
В начале XI в. эта деятельность продолжалась. Вскоре природоведческие записи вошли в состав первых киевских сводов.
Природоведческие данные, привязанные к точным датам, по нашему мнению, являются еще одним свидетельством, что славянская письменность проникла на Русь раньше принятия христианства. Во всяком случае записи о комете Галлея в 912 г., о великих бурях летом 979 г. были сделаны очевидцем.
Наличие в летописных сводах данных о наводнении в 1000 г., о засухах в 1008 и 1024 гг., о небесных знамениях и явлениях свидетельствует о том, что в это время продолжался сбор записей о важнейших событиях в жизни Киевской Руси, включая и данные о необычайных природных явлениях. История сохранила некоторые имена первых летописцев русской жизни и русской природы. Это в первую очередь монах Киево-Печерского монастыря Никон, с именем которого исследователи связывают придание летописям формы записей, характеризующих жизнь Руси из года в год.
Привязка социально-экономических явлений и стихийных бедствий к определенным хронологическим датам придает особую ценность природоведческим записям русских летописцев.
Вероятно, именно Никону принадлежат сведения о необычайных природных явлениях в 60-70-х гг. XI в., в том числе и "Слово о вёдре и казнях божьих", посвященное засухе 1060-х гг. Эта особенность русского летописания находит дальнейшее развитие в трудах Нестора и Сильвестра, перу которых принадлежит первая и вторая редакции "Повести временных лет".
Принято считать, что "черноризец Федосьева монастыря Печорского" Нестор закончил свой труд около 1113 г.
"Нестор, - отмечает академик Д.С. Лихачев, - связал русскую историю с мировой, придал ей центральное значение в истории европейских стран ."
В "Повести временных лет" ведется историческое повествование от "всемирного потопа" до начала XII в. В ней сообщается множество географических, этнографических, культурно-исторических сведений и сведений о катастрофических метеорологических явлениях, небесных "знамениях", включая кометы, солнечные и лунные затмения, полярные сияния и т.п. Часть природоведческих данных, относящихся к последней четверти XI и первому десятилетию XII в., принадлежит самому Нестору.
После вступления в 1113 г. на киевский престол Владимира Мономаха летописание в Печерском монастыре прерывается на многие годы. Игумен и его черноризцы оказываются в опале.
Роль официального княжеского историографа возлагается на Выдубицкий монастырь. Его игумен Сильвестр в 1116 г. закончил переработку "Повести временных лет". Значительному пересмотру подверглись события с 1073 по 1113 г. Например, было отмечено, что во время битвы русских князей 27 марта 1111 г. на реке Салнице с половцами наблюдалось полярное сияние и его всполохи половцы приняли за всадников, которые носились в воздухе и помогали русским. Когда спросили пленного, как "многое множество" половцев не могло устоять против малочисленной русской рати и вскоре обратилось в бегство, тот отвечал: "Как можимо битися с Вами? А друзки ездяху верху Вас в оружии светли и страшны, иже помогаху Вам". Под тем же годом отмечено "виденное виденье": над трапезной Печерского монастыря, которую в 1230 г. разрушит землетрясение, стоял "столп огненный", который постепенно смещался над Киевом. В 1113 г. Сильвестр отметил, что 19 марта, в час дня, было знамение в Солнце, которое было видно всем людям: "Остася солнца мало аки месяца долов рогома", и далее добавлено: " . а луны круг в 9". Заметив, что подобные знамения бывают не к добру, летописец затем сообщил, что затмение Солнца предвещало смерть Ярополка.
Словакия — арена борьбы между венгерской шляхтой и Габсбургами
На протяжении полутора столетий Словакия вынуждена была противостоять давлению османов. После захвата в 1562 г. южной части Словакии, поскольку границы османских завоеваний постоянно отодвигались на север, словацкие территории стали центром политической жизн ...
Государственное
управление в первой половине XIX в.. Реформы высших государственных
органов при Александре I
С приходом Александра I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики будет строгое соблюдение законов. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте, он объявил, что будет придерживаться политического и правового курса Екатерины II. В мае 1801 ...
Начало заката рыцарства как исторический фон произведений Фруассара и Ле-Беля
XIV век был апофеозом рыцарства, временем его наивысшего расцвета и кульминацией рыцарского поведения. В этот период доблестный рыцарь по-прежнему оставался главным героем песен и баллад, по–прежнему, он был объектом восхищения и подражания. В XIV-XV веках п ...