Государственный совет - орган законосовещательный
Страница 1

Материалы » Философия права М.М. Сперанского » Государственный совет - орган законосовещательный

К началу октября 1809г. "Введение к уложению государственных законов" или "План всеобщего государственного образования", как иначе называл его Сперанский, был готов. Сперанский предлагал начать задуманную реформу с преобразования Государственного совета, который был чем-то вроде совещательного органа при Александре I и не имел не очерченного круга полномочий, ни какого-либо реального влияния на государственные решения.

По мысли Сперанского, Государственный совет должен был служить своеобразным связующим звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной думой, Сенатом и Комитетом министров. Члены Государственного совета должны не избираться, а назначаться императором. Новый орган становился как бы своеобразной палатой лордов, в которой происходит первоначальное обсуждение самых важных проблем государства.

В проекте Сперанского четко были распределены пределы самодержавной власти. В руках императора сохранялась вся полнота управления страной. Ему принадлежало исключительное право законодательной инициативы, а так же он утверждал все новые законы.

Вместе с тем власть самодержавная существенно ограничивалась Государственной думой, которая должна была рассматривать все законопроекты. Все новые подати, налоги и повинности утверждались также Государственной думой. Император решительно отделялся от судопроизводства. За ним сохранялась лишь роль верховного охранителя правосудия, и суд вершился от его имени.

Так видел Сперанский место и роль Государственного совета в политической системе Российской империи. Однако замысел Сперанского не был осуществлен в полной мере. Видимо, в последний момент царь отказался от столь кардинальной реформы. Мотивы, заставившие в последний момент Александра I отказаться от предложенного варианта, пока не выяснены до конца. Манифест об учреждении Государственного совета и нечто вроде устава (“Образование Государственного совета”), регламентирующего его деятельность, были написаны самим Сперанским.

Предел власти Государственного совета весьма широк. Государственный совет задумывался как орган при монархе. Через которых последнему представлялись решения всех трех новых органов - Государственной думы, Сената и министерств. Он планировался как совещательный орган при императоре. Другой государственный орган, с другой ролью - исключительно законосовещательной. Основные функции Государственной думы - рассмотрение и принятие законов - были переданы Государственному совету.

Согласно Уставу о Государственном совете, решения Совета принимались большинством голосов. Все законы и уставы должны были утверждаться монархом и издаваться в виде царского манифеста.

Указ о Государственном совете произвел сильное впечатление среди высшей администрации и дворянских кругах. В новом учреждении видели разом и умаление роли сената, и опасность произвола со стороны Совета, и в то же время ограничение самодержавия.

Под давлением оппозиционных сил Александра I стал все больше игнорировать Государственный совет. Он уже перестал быть законосовещательным органом в полном смысле слова. И все-таки Государственный совет действовал и оставался формально законосовещательным органом Российской империи.

Страницы: 1 2

Биография императрицы Елизаветы Петровны
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709–1761) – российская императрица (с 25 ноября 1741), дочь Петра I и Екатерины I Алексеевны. Родилась 18 декабря 1709 в подмосковном селе Коломенском еще до заключения церковного брака между царем Петром и Екатериной, став «вторым пода ...

Государственная Дума в период с 1905 – 1907 гг. Причины, порядок формирования и учреждения думы
Государственная Дума в период с 1905 – 1907 гг. являлась представительским органом власти, впервые ограничившим монархию в России. Причинами формирования Думы явились: революция 1905-1907 гг., поднявшаяся после Кровавого воскресенья, и общее народное волнени ...

Деятельность зарубежной агентуры Департамента Полиции в 1883 – 1885 гг.
После фактического прекращения деятельности «Священной лиги» требовалось создать новую, уже официальную, государственную структуру в составе Департамента полиции. Требования к организации политического сыска за рубежом были крайне высоки, но должным уровнем ...