Народное хозяйство Беларуси в середине 80-х – начале 90-х гг.

Социально-экономическое развитие БССР проходило под влиянием идей перестройки и ускорения, рассмотренных на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС и XXVII съезде партии, который прошел 25 февраля – 6 марта 1986 г. В соответствии с этим в республике была разработана комплексная программа экономического развития на 12-ю пятилетку (1986 -1990 гг.). Планировалось увеличение национального дохода на 26%.

В июне 1987 г. была объявлена реформа, после чего в республике началась перестройка хозяйственного механизма. Было признано необходимым создать новую систему управления. Уже в 1987 г. многие трудовые коллективы начали работать в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Диктат центра был ослаблен, самостоятельность возросла. Вместо плана предприятия получили госзаказ. В новых условиях взаимосвязи между предприятиями стали строится на договорных обязательствах. В результате улучшились производственные показатели. С января 1987 г. на предприятиях начала работать госприемка, т.к. ОТК не оправдали себя.

Но к концу 12 пятилетки реформа начала «буксовать» и переросла в кризис. Этому способствовало:

1) предприятия полной самостоятельности не получили. Министерства по-прежнему через госзаказ и экономические нормативы диктовали предприятиям свою волю;

2) производственные связи через договора о взаимопоставках должным образом не наладились;

3) множество трудовых коллективов, опираясь на закон «о предприятии» стали сворачивать производство и увеличивать фонды оплаты труда, что способствовало инфляции;

4) неглубоко была продумана сама концепция ускорения. Опережение роста машиностроения (в отношении ко всей промышленности в 2 раза) требовало еще быстрее развивать производство оборудования для самого машиностроения;

5) авария на ЧАЭС и землетрясение в Армении создали крупные непредвиденные финансовые затраты;

6) снизились мировые цены на нефть;

7) противоалкогольная компания подорвала финансы страны;

8) непоследовательность, половинчатость, неумение экономистов и хозяйственников укоренить нетрадиционную экономическую политику;

9) довершает кризис развал СССР. Республика полностью зависела от поставок сырья и комплектующих извне. Происходит разрыв хозяйственных связей. Очень много предприятий остановилось.

В 1992 г. правительство Гайдара проводит либерализацию цен, что ограбило большинство населения. В таких условиях и формируется рыночная экономика.

Государственная дума и самодержавие — два центра управления
27 апреля 1906 г. в России начала работать Государственная дума. Дума была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете. В ведении Думы были ...

Задача
В сентябре 1905 г. отставной титулярный советник Н. Липкин, проживавший в г. Ярославле, приобрел в Рыбинском уезде Ярославской губернии усадьбу. Стоимость усадьбы по земской оценке составляла 14 тыс. рублей. Став владельцем недвижимости, Н. Липкин обратился ...

Римская община в VIII-VII вв. до н. э. Органы управления периода «военной демократии»
Нет никаких оснований подвергать сомнению устоявшийся взгляд на римскую общину VIII-VII вв. до н. э. как на социальное образование эпохи «военной демократии». О чёткой классовой структуре римского общества в этот период говорить не приходится. Как отмечает Е ...