Народное хозяйство Беларуси в середине 80-х – начале 90-х гг.

Социально-экономическое развитие БССР проходило под влиянием идей перестройки и ускорения, рассмотренных на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС и XXVII съезде партии, который прошел 25 февраля – 6 марта 1986 г. В соответствии с этим в республике была разработана комплексная программа экономического развития на 12-ю пятилетку (1986 -1990 гг.). Планировалось увеличение национального дохода на 26%.

В июне 1987 г. была объявлена реформа, после чего в республике началась перестройка хозяйственного механизма. Было признано необходимым создать новую систему управления. Уже в 1987 г. многие трудовые коллективы начали работать в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Диктат центра был ослаблен, самостоятельность возросла. Вместо плана предприятия получили госзаказ. В новых условиях взаимосвязи между предприятиями стали строится на договорных обязательствах. В результате улучшились производственные показатели. С января 1987 г. на предприятиях начала работать госприемка, т.к. ОТК не оправдали себя.

Но к концу 12 пятилетки реформа начала «буксовать» и переросла в кризис. Этому способствовало:

1) предприятия полной самостоятельности не получили. Министерства по-прежнему через госзаказ и экономические нормативы диктовали предприятиям свою волю;

2) производственные связи через договора о взаимопоставках должным образом не наладились;

3) множество трудовых коллективов, опираясь на закон «о предприятии» стали сворачивать производство и увеличивать фонды оплаты труда, что способствовало инфляции;

4) неглубоко была продумана сама концепция ускорения. Опережение роста машиностроения (в отношении ко всей промышленности в 2 раза) требовало еще быстрее развивать производство оборудования для самого машиностроения;

5) авария на ЧАЭС и землетрясение в Армении создали крупные непредвиденные финансовые затраты;

6) снизились мировые цены на нефть;

7) противоалкогольная компания подорвала финансы страны;

8) непоследовательность, половинчатость, неумение экономистов и хозяйственников укоренить нетрадиционную экономическую политику;

9) довершает кризис развал СССР. Республика полностью зависела от поставок сырья и комплектующих извне. Происходит разрыв хозяйственных связей. Очень много предприятий остановилось.

В 1992 г. правительство Гайдара проводит либерализацию цен, что ограбило большинство населения. В таких условиях и формируется рыночная экономика.

Четвёртый этап.
К весне 1920 г. Красная армия разгромила основные антибольшевистские силы, что упрочило положение РСФСР. Верховный совет Антанты, учитывая сложив­шуюся обстановку, уже 16 января формально снял эко­номическую блокаду с Советской России. Ее правитель­ство подп ...

Судебная реформа
Судебные уставы предусматривали бессословность суда и его не зависимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжны ...

Народный депутат СССР
В январе 1989 г. А.Д.Сахаров был выдвинут кандидатом в народные депутаты примерно 60 научными институтами Академии наук.[194] Однако 18 января на расширенном заседании Президиу­ма АН СССР его кандидатура утверждена не была.[195] 20 января прошло предвыборное ...