Значение политических факторов для формирования народов Европы и национальных государств
Страница 1

Материалы » Экономический и политический аспекты истории Европы конца Средневековья и эпохи Нового времени » Значение политических факторов для формирования народов Европы и национальных государств

Из всех государств, основанных германцами в Западной Римской империи, главную роль играло Франкское в Галлии. В конце 8 в. франкский король Карл Великий соединил под своей властью Галлию, часть Испании (до Эбро), северную и среднюю Италию и вновь завоеванную Германию, до полабских славян, а в 800 году принял титул римского императора, после чего в Западной Европе продолжала существовать (после вторичного восстановления Оттоном Великим, в середине 10 в.) «Священная Римская империя германской нации», состоявшая в средние века из Германии и Италии, а позже - из одной Германии. В середине 9 в. империя Карла Великого распалась на Францию, Германию и Италию.[6]

Во всех этих странах развился феодализм, раздробивший их на множество мелких владений. Главной связью, соединявшей романо-германские народы (а с ними западных славян и венгров) в одно целое, был католицизм, который развил учреждение папства в целую духовную монархию.

Средние века на Западе характеризуются, главным образом, католико-феодальными чертами быта, а новая история, начиная уже с переходных 14 и 15 вв. - разложением католицизма и феодализма.

Благодаря тому что история романо-германских народов явилась продолжением истории Западной Римской империи, благодаря объединяющему влиянию католицизма и, наконец, благодаря постоянному взаимодействию главных исторических стран (Италии, Германии, Франции и Англии), Западная Европа в средние века и новое время проходила одни и те же стадии развития, лишь видоизменявшиеся в зависимости от местных условий, хотя значение отдельных стран было далеко не одинаково.[7]

К концу 14 в. передовые люди громко стали требовать церковной реформации, которая и началась в 20-х гг. 16 века в Германии (и немецкой Швейцарии), откуда перешла в Данию, Швецию, Англию, Шотландию, Нидерланды и др. страны, отторгнув от католической церкви половину Западной Европы и повсеместно сопровождаясь внутренними политическими переворотами. И в гуманизме, и в реформации сказалось развитие личного начала, которому суждено было получить весьма важное значение в новой истории Западной Европы.

Успехи реформации вызвали в середине 16 столетия сильную католическую реакцию, которая сопровождалась религиозными войнами, как междоусобными, так и международными, прекратившимися лишь в середине 17 в.

Религиозная реакция дополнялась политической. 14 и 15 века были эпохой сословной монархии, когда повсеместно королевская власть ограничивалась сословно-представительными учреждениями; но со второй половины 15 в. королевская власть повсюду стремится к абсолютизму, и религиозная реформация во многих странах совершалась в связи с борьбой между королевской властью и государственными чинами.

Победителями из этой борьбы вышли короли, и большая часть государств Западной Европы в 17-18 вв. приняли форму абсолютной монархии, достигшей наибольшего развития в век Людовика XIV, т. е. во второй половине 17 в. и начале 18 в. Религиозная реакция и развитие абсолютизма сильно задержали исторический прогресс, но в 18 в. возобновилось светское умственное движение гуманизма, восприняв в себя и некоторые приобретения реформационной эпохи: это, так называемое, «просвещение» 18 в., главным органом которого была французская литература этого столетия.

В середине 18 в. влиянию новых идей подпали, до известной степени, представители государственной власти в абсолютных монархиях (век Фридриха Великого) и началась эпоха «просвещенного абсолютизма», когда королевская власть стала отказываться от традиций католической реакции и начала реформировать старые государственные и общественные порядки.[8]

Страницы: 1 2 3 4 5

Провозглашение Белорусской Народной Республики
После Октябрьской революции перед белорусским народом встал вопрос о собственной государственности. Конкретные действия по воплощению своих планов государственного строительства предприняли национально-демократические партии и организации. Их руководство был ...

Кровавое воскресенье
6 ноября 1904г. в Санкт-Петербурге открылся I земский съезд. На нем была принята программа, состоящая из 11 пунктов. Она повторяла основные требования либерального движения и настаивала на созыве, впервые в России, «свободно избранных представителей народа». ...

Государственное управление во второй половине XIX  в. .  Великие реформы Александра II
Во второй половине XIX века под влиянием экономических, социальным, политических факторов самодержавие вынуждено было провести ряд важнейших реформ. Севастополь заставил задуматься над системой государственного управления доведенной до высшей степени централ ...