Значение политических факторов для формирования народов Европы и национальных государств
Страница 1

Материалы » Экономический и политический аспекты истории Европы конца Средневековья и эпохи Нового времени » Значение политических факторов для формирования народов Европы и национальных государств

Из всех государств, основанных германцами в Западной Римской империи, главную роль играло Франкское в Галлии. В конце 8 в. франкский король Карл Великий соединил под своей властью Галлию, часть Испании (до Эбро), северную и среднюю Италию и вновь завоеванную Германию, до полабских славян, а в 800 году принял титул римского императора, после чего в Западной Европе продолжала существовать (после вторичного восстановления Оттоном Великим, в середине 10 в.) «Священная Римская империя германской нации», состоявшая в средние века из Германии и Италии, а позже - из одной Германии. В середине 9 в. империя Карла Великого распалась на Францию, Германию и Италию.[6]

Во всех этих странах развился феодализм, раздробивший их на множество мелких владений. Главной связью, соединявшей романо-германские народы (а с ними западных славян и венгров) в одно целое, был католицизм, который развил учреждение папства в целую духовную монархию.

Средние века на Западе характеризуются, главным образом, католико-феодальными чертами быта, а новая история, начиная уже с переходных 14 и 15 вв. - разложением католицизма и феодализма.

Благодаря тому что история романо-германских народов явилась продолжением истории Западной Римской империи, благодаря объединяющему влиянию католицизма и, наконец, благодаря постоянному взаимодействию главных исторических стран (Италии, Германии, Франции и Англии), Западная Европа в средние века и новое время проходила одни и те же стадии развития, лишь видоизменявшиеся в зависимости от местных условий, хотя значение отдельных стран было далеко не одинаково.[7]

К концу 14 в. передовые люди громко стали требовать церковной реформации, которая и началась в 20-х гг. 16 века в Германии (и немецкой Швейцарии), откуда перешла в Данию, Швецию, Англию, Шотландию, Нидерланды и др. страны, отторгнув от католической церкви половину Западной Европы и повсеместно сопровождаясь внутренними политическими переворотами. И в гуманизме, и в реформации сказалось развитие личного начала, которому суждено было получить весьма важное значение в новой истории Западной Европы.

Успехи реформации вызвали в середине 16 столетия сильную католическую реакцию, которая сопровождалась религиозными войнами, как междоусобными, так и международными, прекратившимися лишь в середине 17 в.

Религиозная реакция дополнялась политической. 14 и 15 века были эпохой сословной монархии, когда повсеместно королевская власть ограничивалась сословно-представительными учреждениями; но со второй половины 15 в. королевская власть повсюду стремится к абсолютизму, и религиозная реформация во многих странах совершалась в связи с борьбой между королевской властью и государственными чинами.

Победителями из этой борьбы вышли короли, и большая часть государств Западной Европы в 17-18 вв. приняли форму абсолютной монархии, достигшей наибольшего развития в век Людовика XIV, т. е. во второй половине 17 в. и начале 18 в. Религиозная реакция и развитие абсолютизма сильно задержали исторический прогресс, но в 18 в. возобновилось светское умственное движение гуманизма, восприняв в себя и некоторые приобретения реформационной эпохи: это, так называемое, «просвещение» 18 в., главным органом которого была французская литература этого столетия.

В середине 18 в. влиянию новых идей подпали, до известной степени, представители государственной власти в абсолютных монархиях (век Фридриха Великого) и началась эпоха «просвещенного абсолютизма», когда королевская власть стала отказываться от традиций католической реакции и начала реформировать старые государственные и общественные порядки.[8]

Страницы: 1 2 3 4 5

 Через развенчание «культа личности» к коллективному руководству
В 1948 г. представления о «монолитном единстве» общества и его абсолютной преданности вождю. В общем верные на победный момент сорок пятого, чем дальше, тем больше превращались в иллюзию; в растущем отчуждении «верхов» и низов единственным звеном, скрепляющи ...

Эпоха «просвещенного абсолютизма» как один из этапов российской государственности
Петровская эпоха была завершением процесса складывания абсолютизма, но она же оказалась и наиболее полным его выражением. Именно при Петре I неограниченность власти монарха достигла максимального предела. Последующий же период стал этапом выработки пусть и н ...

Реалистические тенденции русской культуры
Борьба сентиментализма с классицизмом не исчерпывает всего содержания русской культуры второй половины XVIII в. Наряду с сентиментализмом (а чаще в со­четании с ним) все больше выявляются реалистические тенден­ции русской культуры, условно называемые «просве ...