Развитие культуры в 20-е годы
Страница 2

Одна из влиятельных литературных групп "Серапионовы братья" (1921) объединяла преимущественно прозаиков (К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.).

Литературная группа "Перевал" (1923) была создана при журнале "Красная новь". В нее входили писатели М. Пришвин, В. Катаев, Apr. Веселый, П. Павленко и др. Теоретиком группы был А. Воронский. Ее члены выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы против рационализма и конструктивизма.

В начале 20-х годов из Пролеткульта выделилась группа писателей, создавших объединение "Кузница" (Н. Полетаев, Ф. Гладков и др.). В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. - Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).

Представители "Литературного центра конструктивистов" (И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев) проповедовали "советское западничество".

В другую литературную группу "Левый фронт искусств" (ЛЕФ, 1922 г.) входили поэты В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов и другие, отрицавшей художественный вымысел, психологизм. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.

В начале 20-х годов в литературе лидировала поэзия (литературные вечера, концерты, диспуты). В 1921-1923 гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы.

На фоне революционной эпохи широкое распространение подучили произведения символистского и формалистического направлений (А. Белый, Е. Замятин, А Ремизов).

К середине 20-х годов жанр романа вновь стал лидирующим в литературе: написаны М. Горьким "Дело Артамоновых" (1925), А. Серафимовичем "Железный поток" (1924), Дм. Фурмановым "Чапаев" (1923), А. Фадеевым "Разгром" (1926) и др.

Широкое распространение в первой половине 20-х годов получили сатирические романы, построенные на авантюрно-приключенческих, социально-утопических сюжетах.

В области искусства также существовало большое число боровшихся друг с другом группировок и направлений: "Ассоциация художников революции" (АХР, 1922 г.), "Общество художников станковистов" (ОСТ, 1925 г.), общество художников "4 искусства" (1924), "Общество московских живописцев" (1927), "Мастера аналитического искусства" (1927) и др. Сходные процессы разворачивались в области архитектуры, скульптуры, театра.

Таким образом, в 20-е годы сложились относительно благоприятные условия для развития в литературе и искусстве течений модернистского типа. Куда трагичней была судьба художников, ориентированных на ценности традиционной русской культуры. Умер в нищете выдающийся живописец В.М. Васнецов. Погиб при невыясненных обстоятельствах великий русский поэт С.А. Есенин. Изощренной травле подвергался талантливейший драматург и писатель М.А. Булгаков и др.

Говоря об эмиграции, стоит отметить отъезд целого ряда талантливых ученых, музыкантов, поэтов и писателей. Среди них были: авиаконструктор Сикорский, композитор Рахманинов и многие другие. В 20-е годы эмиграция носила массовые характер. Многие люди, не смирившиеся с новой властью, уезжали из страны.

Страницы: 1 2 

Художественная культура
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, в ...

Министерства
В 1802 г., с целью укрепить единоначалие, вместо коллегий, созданных Петром I, были учреждены министерства: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Но поскольку верховным распорядителем остался ...

Мартин Лютер
Мартин Лютер (1483—1546) был сыном зажиточного бюргера, выходца из крестьян, ставшего участником предпринимательских компаний в районе меднорудных разработок Мансфельда. Родился Лютер в Эйслебене (Саксония) и вырос в обстановке нараставшей в немецких городах ...