Развитие культуры в 20-е годы
Страница 2

Одна из влиятельных литературных групп "Серапионовы братья" (1921) объединяла преимущественно прозаиков (К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.).

Литературная группа "Перевал" (1923) была создана при журнале "Красная новь". В нее входили писатели М. Пришвин, В. Катаев, Apr. Веселый, П. Павленко и др. Теоретиком группы был А. Воронский. Ее члены выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы против рационализма и конструктивизма.

В начале 20-х годов из Пролеткульта выделилась группа писателей, создавших объединение "Кузница" (Н. Полетаев, Ф. Гладков и др.). В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. - Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).

Представители "Литературного центра конструктивистов" (И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев) проповедовали "советское западничество".

В другую литературную группу "Левый фронт искусств" (ЛЕФ, 1922 г.) входили поэты В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов и другие, отрицавшей художественный вымысел, психологизм. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.

В начале 20-х годов в литературе лидировала поэзия (литературные вечера, концерты, диспуты). В 1921-1923 гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы.

На фоне революционной эпохи широкое распространение подучили произведения символистского и формалистического направлений (А. Белый, Е. Замятин, А Ремизов).

К середине 20-х годов жанр романа вновь стал лидирующим в литературе: написаны М. Горьким "Дело Артамоновых" (1925), А. Серафимовичем "Железный поток" (1924), Дм. Фурмановым "Чапаев" (1923), А. Фадеевым "Разгром" (1926) и др.

Широкое распространение в первой половине 20-х годов получили сатирические романы, построенные на авантюрно-приключенческих, социально-утопических сюжетах.

В области искусства также существовало большое число боровшихся друг с другом группировок и направлений: "Ассоциация художников революции" (АХР, 1922 г.), "Общество художников станковистов" (ОСТ, 1925 г.), общество художников "4 искусства" (1924), "Общество московских живописцев" (1927), "Мастера аналитического искусства" (1927) и др. Сходные процессы разворачивались в области архитектуры, скульптуры, театра.

Таким образом, в 20-е годы сложились относительно благоприятные условия для развития в литературе и искусстве течений модернистского типа. Куда трагичней была судьба художников, ориентированных на ценности традиционной русской культуры. Умер в нищете выдающийся живописец В.М. Васнецов. Погиб при невыясненных обстоятельствах великий русский поэт С.А. Есенин. Изощренной травле подвергался талантливейший драматург и писатель М.А. Булгаков и др.

Говоря об эмиграции, стоит отметить отъезд целого ряда талантливых ученых, музыкантов, поэтов и писателей. Среди них были: авиаконструктор Сикорский, композитор Рахманинов и многие другие. В 20-е годы эмиграция носила массовые характер. Многие люди, не смирившиеся с новой властью, уезжали из страны.

Страницы: 1 2 

Почему победили большевики? Внутренние факторы победы.
Вопрос о причинах победы большевиков продолжает оставаться остродискуссионным. Приведем два наиболее типичных ответа на него современных историков. «Их (большевиков) удача,­– пишет один из исследовате­лей,­– была не столько результатом продуманной политики, ...

Государственная дума и самодержавие — два центра управления
27 апреля 1906 г. в России начала работать Государственная дума. Дума была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете. В ведении Думы были ...

Советская система и противоречия ранней постмодернизации
Представление о революционных событиях в России и других странах советского блока как о реакции на новые вызовы времени, порожденные процессами постиндустриализации и постмодернизации, можно встретить в работах как российских, так и зарубежных аналитиков. В ...