Переселение уйгуров и дунган

Одно из известных событий в истории Казахстана XIX века - переселение уйгуров и дунган в Семиреченский край.

В XIX веке не раз происходили восстания уйгуров против цинского господства. С помощью кокандского хана ходжи делали попытки восстановления своих наследственных прав в Восточном Туркестане. Двойной экономический гнет усиливал тяготы населения. В 1864 году в Восточном Туркестане произошло самое обширное по охвату территории восстание дунган и уйгуров. Спустя несколько лет в 1867 году в борьбе за власть победу одерживает кокандский военачальник Якуб-бек, овладевший всей Кашгарией (Жетишаром). В 1870 году Якуб-бек занял Урумчи и подчинил Дунганское ханство. Но в 1871 году на территорию Уйгйрского султаната были введены русские войска, и доступ в Илийский край Якуб-беку был закрыт.

После подавления восстания в Синцзяне между правительствами России и Китая начались переговоры о возвращении Илийского края Китаю, как того неоднократно требовала китайская сторона. Царское правительство решило удовлетворить эти требования, так как с самого начала рассматривало ввод войск как временную меру. Обострять и дальнейшие отношения с Цинской империей посчитала не нужным.

Петербургский договор 1881 года предусматривал жителям илийского края выбор китайского или русского подданства. Основная масса населения, учитывая «десятилетний опыт образцового» русского правления, при котором Илийский край развивался успешно, решила переселиться в пределы Российской империи.

Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 года и продолжалось до 1884 года. Для, более чем, 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган, оставивших родные земли, новым местом обитания стал Семиреченский край и Северный Кыргызстан.

В Семиречье дунгане и уйгуры поселились рядом с казахами, русскими и украинцами. На территории нынешней Алматинской и Талдыкорганской областей уйгуры организовали шесть волостей. Это Жаркентаская, Кураминская и Карсауская волости. Жили и в других волостях Верненского уезда. Уйгйры в основном сосредотачивались в удобных для земледелия долинах рек Шелек, Талгар, Усен и Шарын.С размещением в крае уйгуров и дунган число оседлых жителей заметно выросло. По переписи 1897 года в Российской империи было около 14136 дунган, 55999 уйгуров.[7;150]

Расселение уйгуров и дунган по соседству с русско-украинскими крестьянами и казахами-егенши создавало условия для хозяйственного взаимовлияния.

Среди уйгуров и дунган была распространена и аренда земли у казахов и крестьян-переселенцев. Льготами правительства пользовалась только знать.

Тяжелым бременем на уйгурских и дунганских декхан ложились подати. Начиная с 1891 года, декхане выплачивают поземельный налог в сумме 5 рублей с тютюна (дома). Чтобы выплатить налог, бедный декханин был вынужден идти в работники к баям и богатым станичникам.

Проникновение капиталистических отношений в Семиречье ускорило социальное размежевание не только русских и украинских крестьян, казахских шаруа и егинши, но и уйгурских декхан. Обезземеливание дунганских и уйгурских декхан было следствием колониальной политики царского правительства, углубления ростовщичества в торговле, самоуправства местных феодальных групп. Значительная часть обезземелившегося крестьянства уходила в города и русские поселки на заработки.

Ученые-путешественники Чокан Валиханов, В.И. Роборовский, Н.М. Пржевальский и другие исследователи оставили свои исследования о духовной культуре (музыке, песне, танце) уйгуров. Музыка и танцы, другие направления культуры дунганского народа также получают развитие.

Тесное общение и совместная жизнь с казахами, русскими, кыргызами, узбеками обогатили духовную и материальную культуру уйгуров и дунган.