Экономическое развитие России в конце xix - начале XX вв.
Страница 2

Материалы » История развития России конца XIX - начала ХХ вв. » Экономическое развитие России в конце xix - начале XX вв.

За 20-летие (1897 - 1917) железнодорожная сеть России (без Польши и Финляндии) выросла с 58 млн. до 71 млн. верст. В первое десятилетие XX в. были построены дороги Оренбург-Ташкент, Санкт-Петербург-Вологда, Тюмень-Омск, Саратов-Архангельск, завершилось строительство железных дорог, связавших центральные районы России с ее окраина ми. Были построены такие важные в экономическом и стратегическом отношении дороги, как Транссибирская (1891 - 1905) и Мурманская (1915 - 1917), к 1914 г. завершена постройка сети закавказских железных дорог. Паровозы новейшей конструкции, созданные русскими инженерами, превосходили иностранные образцы и прослужили на отечественных железных дорогах более полувека. В речном транспорте появились теплоходы.

Введение в 1897 г. в обращение золотого стандарта денежной реформой С.Ю. Витте благотворно сказалось на состоянии финансов России. Поступления в госбюджет возросли с 2,4 млрд. до 3,4 млрд. руб. Важно отметить, что к 1913 г., в связи с благоприятной экономической конъюнктурой, стал сокращаться и внешний долг России. Однако этот процесс был прерван начавшейся мировой войной.

За 1897 - 1916 гг. численность населения России возросла со 125,6 млн. до 165,7 млн. человек (без Польши и Финляндии), или на 32%. Ежегодный прирост населения в начале XX в. составлял 1,7%. Городское население увеличилось с 16,8 млн. до 26,5 млн. человек, или на 70 %, а его удельный вес с 13,5 до 18 %. Следовательно, Россия продолжала оставаться страной с преобладанием сельского населения.

Приведенные данные об экономическом развитии России и уровне жизни рабочих за два предреволюционные десятилетия никак не согласуются с прежними представлениями о "загнивании" империализма, об "относительном" и даже "абсолютном обнищании пролетариата". Сама "отсталость" России - понятие весьма относительное. Россия являлась страной со средним уровнем капиталистического развития. Это была аграрно-индустриальная страна, успешно развивавшая перед мировой войной промышленность, сельское хозяйство, банковское дело, и ей отнюдь не грозила перспектива превратиться в "полуколонию" более развитых "империалистических хищников".

Россия "отставала" по общему экономическому уровню, как и по уровню жизни своего населения, лишь в сравнении с наиболее развитыми индустриальными странами - США, Англией, Францией, Германией, - но была на уровне с Японией и даже по ряду показателей превосходила ее; находилась впереди большинства стран мира и уверенно завоевывала позиции в мировой экономике. Хотя ее удельный вес в общемировом производстве продукции был еще невелик (в начале XX в. он составлял около 4%), но он неуклонно повышался (до 7% перед первой мировой войной).

Развитием своей экономики Россия была обязана не столько заботам правительства, сколько труду многих миллионов крестьян и рабочих, таланту ее ученых и инженеров, а также энергии предпринимателей. Последовавшие 6 лет опустошительных войн и революций нанесли тяжелый урон российской экономике, от которого она долго не могла оправиться.

Страницы: 1 2 

«Партия прогресса» в середине XIX века
"Уже опыт первой четверти XIX столетия показал, - утверждает автор, - что европейские идеалы политической и гражданской свободы, вдохновлявшие тогда передовых деятелей, как в правительстве, так и вольно-служилой дворянской среде, оборачивались при попыт ...

Губернская реформа
Губернские учреждения императрицы Екатерины II составили целую эпоху в истории местного управления России. В 1775 году вышел в свет обширный законодательный документ "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в ...

Интересы США и их реализация
Несмотря на продолжавшиеся еще полгода переговоры, военные средства решения политических проблем выходят на первый план. Попытка примирить враждующие стороны и найти взаимоприемлемый компромисс провалилась, провалилась и американская политика посредничества. ...