Гербы династии РомановыхСтраница 1
Царствование Лжедмитрия было недолгим и закончилось бесславно. Смутное время закончилось с возведением на трон царя Михаила Федоровича (1596-1645). Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и восшествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства.
Головы орла венчали две короны, но между ними попеременно помещались то православный крест (до 1640-х гг.), то третья корона большего размера, которая постепенно вытеснила символ православия и к середине XVII века стала непременным атрибутом российского герба. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством и три короны, вероятно, означали Святую Троицу. Однако это трактовалось многими и как символ единства великорусов, малороссов и белорусов[9]. На груди двуглавого орла находился щит со всадником (на печати 1625 года всадник, еще по традиции Лжедмитрия, развернут визуально влево, но уже с 1627 года всадник разворачивается в традиционную для России правую сторону). В 1620 – начале 1640-х гг. на одной из сторон печати на груди орла иногда помещается изображение единорога, но к середине 1640-х гг. единорог окончательно исчезает из композиции государственного герба.
В царствование следующего государя – Алексея Михайловича (1645 - 1676) – Россия укреплялась, расширялась и собиралась с силами для рывка в развитии, который ей было суждено сделать при его сыне – Петре Великом (1682-1725). Государственный символ уточняется и впервые целенаправленно корректируется в соответствии с геральдическими правилами.
Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Святой Дух. На груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава (см. Приложение 7). Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.
В 1672 году в России был составлен первый официальный сборник основных государственных эмблем. Открывался "Титулярник" изображением золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах (без ездеца на груди). Подпись под рисунком гласила "Московский" – то есть двуглавый орел представлялся как герб Московской земли – сердца объединенного российского государства – и, соответственно, общий символ всей России.
XVII век оставил нам не только многочисленные печати, монеты и документы, но и большое количество иных носителей изображений государственного герба. Двуглавый орел в это время начинает активно помещаться в архитектурных композициях, на государственных регалиях, знаменах, оружии, разнообразных предметах дворцового быта и обихода российской знати. Многочисленны предметы декоративного и боевого оружия с двуглавыми орлами, кубки и иная парадная посуда, предметы быта и подарки (ларцы, мебель и проч). Вполне вероятно, что такое применение двуглавого орла имело место и раньше (например, сохранились сведения, что декоративные красные плитки с золотыми двуглавыми орлами украшали Грановитую палату московского Кремля еще при Иване III), но безжалостное течение времени и, особенно, разрушительные события Смутного времени привели к тому, что регалии и бытовые предметы XV-XVI вв. с гербом почти не сохранились до наших дней.
В 1654 году коронованный золотой двуглавый орел был установлен на Спасской башне московского Кремля, а в 1688 – на шпилях Троицкой и Боровицкой башен.
После кончины Алексея Михайловича, Россией недолгое время правил его старший сын царь Федор II Алексеевич (1676-1682). После его смерти на трон были одновременно возведены единокровные братья – Иван V и Петр I.
Этот период интересен с точки зрения развития государственной символики тем, что изображение на груди двуглавого орла, всегда понимавшееся как условный портрет великого князя или царя – теперь развивается до документально точного, а иногда всадник и вовсе заменяется портретом государя
Словенские земли в эпоху Реформации и Контрреформации.
В XVI — начале XVII в. словенские земли испытали на себе влияние Реформации. Словенская Реформация не вылилась в столь острые формы, как немецкая: хотя и в Словении появились некие радикальные секты, главную роль в движении играли умеренные элементы, сурово ...
Вторая дума – доказательство невозможности политического
обновления
Подчинять оппозицию и усмирять последние революционные беспорядки выпало на долю сменившему Горемыкина на посту премьер-министра П. Столыпину, министру внутренних дел в предыдущем кабинете. Борец за сохранение монархии путем ее модернизации, консерватор по в ...
Утверждение принципов либерализма.
50-60-е годы XIX в. стали не только годами расцвета британского экономического могущества, но и периодом окончательного утверждения в Англии парламентской монархии. Палата общин, открывшая в 1832 г. двери для промышленников и торговцев, к середине XIX в. от ...