Введение
Страница 1

Реформы Петра 1, проведенные на феодально-крепостнической основе, были продиктованы стремлением преодолеть отсталость страны и тем самым обеспечить ей национальную независимость, экономическое и культурное развитие, обороноспособность. Создана была крупная для своего времени промышленность в лице казенных и купеческих мануфактур в металлургическом, полотняном, суконном и шелковом производстве. Значительно выросли мелкотоварное производство, внутренняя и внешняя торговля. Была создана регулярная армия, одержавшая победу в Северной войне со Швецией. Существенные перемены произошли в социальном строе общества, преимущественно среди феодально-зависимого податного населения.

Превращение России в чиновничье-дворянскую монархию было в основном завершено в первой четверти XVIII в. Существенным признаком этого были изменения в составе и структуре государственного аппарата - замена приказов коллегиями. Боярской думы Сенатом, подчинение церкви государству (Синод), создание регулярной армии, военно-морского флота и полиции. Сохранение и дальнейшее усиление крепостничества на длительное время обеспечили политическое господство дворянства как социальной опоры абсолютизма. Дворянство было господствующей силой и в системе нового местного управления - в губерниях и провинциях. Создание на местах наряду с гражданской военной администрации путем размещения в провинции войск использовалось в качестве средства борьбы с народными движениями. Восстание К. Булавина, Астраханское восстание, побеги крестьян и их восстания в разных частях страны сыграли видную роль в умножении усилий правительства, направленных на укрепление государственного аппарата. Страх перед народными движениями толкал купцов-капиталистов и промышленников на сближение с дворянством и на союз с самодержавием.

В итоге преобразований Петра 1 Русское государство превратилось в обширную империю. Глава государства - монарх - рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти. Последняя осуществлялась зависимым от него аппаратом. В законодательстве появляется идея о надклассовости самодержавия, о государстве как наиболее справедливой организации, призванной в равной мере обеспечивать жизнь всех подданных ради “общего блага” и “всенародной пользы”. Впервые тезис о “всеобщем благе” мы находим в указе 1702 года о приглашении иностранных специалистов на русскую службу, с тех пор он не сходил со страниц указов.

Законодательство всячески проповедовало мысль о том, что монарху якобы в равной мере близки интересы дворян, крестьян и жителей городов. В действительности благо было только на стороне господствующего класса. Конечно, абсолютизму приходилось считаться в какой-то мере с запросами крестьян и посадских людей. Но уступки его были вынужденными. Так, милосердия о народах государств своих, Петр 1 в 1713 году издает указ о пресечении неправды и грабительства при сборе государственных податей, признавая, что многие всяких чинов люди, а наипаче крестьяне приходят в разорение и бедность. Такая “забота” о народе диктовалось соображениями экономическими. Крестьянин, лишенный средств производства или даже обедневший, становился непригодным для феодальной эксплуатации. [1]

С вопросом об общем благе тесно связан вопрос о “государственной пользе”, под которой подразумевались фискальные интересы казны и то, что укрепляло силу и престиж государства. Так формировалась официальная идеология абсолютизма, получившая отражение в законодательстве. В Воинском уставе форма Русского государства определялась как неограниченная монархия: Его величество есть самовластный монарх, и тут же пояснялось, в чем состоит его самовластие: который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять. Дословно эта мысль повторена в Морском уставе 1720 года. В Духовном регламенте подчеркнуто подчинение подданных власти монарха по повелению бога: Монархова власть есть самодержавная, которым повиноватись сам бог за совесть повелевает.[2]

Оборотной стороной таких установлений и деклараций были законы, предписывающие жестокие наказания не только за действия, но и за мысли, направленные против царя и государства. Вслед за Уложением 1649 года и продолжая линию его главы 11, уставы и регламенты считали выступления против существующего строя тягчайшими преступлениями. Постулаты об “общем благе”, которое связано с неограниченной монархией, и частые разъяснения в законах его смысла и назначения имели целью идеологически воздействовать на массы, опираясь при этом на веру крестьян и посадских людей в “хорошего царя” и поддерживая ее. Однако, невзирая на “веру”, народ многократно восставал.

Страницы: 1 2

Новгородское и Псковское государство
Эти государственные образования сложились на северо-западе Руси. Для них характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономический вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции, и ...

Основные направления исследований российского революционного терроризма в западной историографии
Интерес к российскому политическому терроризму на Западе был обусловлен волной террористических актов, захлестнувших западное общество. Для Советского Союза, огражденного от ударов международного терроризма, проблемы истории экстремистских организаций не явл ...

Социально политический кризис в начале XX в.
Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании леворадикал ...