Наш край в 12-15 вв.
Страница 2

В ХIV в. Болгар довольно часто посещали арабские ученые: Ибн-Батута: Ал-Омари и другие. Их очень интересовали особенности «седьмого климата», которые обусловили особый порядок богослужения», – краткость ночи летом и дня зимой.

Арабы хотели установить в Волжской Болгарии арабский мусульманский порядок молитв, однако среднеазиатский подходил больше для географического положения Среднего Поволжья. www.nextbanking.ru

В целом, можно констатировать, что ислам в золотоордынское время укреплялся в Среднем Поволжье и расширялся за счет перехода в мусульманство бывших язычников: степных кочевников и других этнических групп: угорских на востоке Татарии и мордвы в Самарском Поволжье.

Другая мировая религия – христианство начала проникать в Восточную Европу еще в раннем средневековье. Наибольшее распространение она получила на Кавказе, в Крыму, частично в Хазарии.

Однако, в Поволжье многочисленное христианское население появилось лишь в золотоордынское время, что были прежде всего русские люди, взятые монголами в плен и приведенные на Волгу в рабство. Археологические исследования убедительно показывают, что русский компонент населения городов и поселков на Волге был очень значительным. Следы пребывания русских есть во всех исследованных центрах Золотой Орды: от Наровчата до Маджар и от Поволжья до Крыма.

Многочисленные письменные источники: русские летописи, ярлыки золотоордынских ханов русскому духовенству, духовные и договорные грамоты русских князей, жития святых содержат подробные сведения о русских людях, оказавшихся в Орде. Изучение данных источников показало, что русская церковь пользовалась у монгольских ханов покровительством. Ханские ярлыки освобождали духовенство от всех видов дали и повинностей.

При хане Берке, который сам принял ислам, в 1261 г. была образована Сарайская православная епископия. Первым епископом Сарайским и Переяславским был Митрофан. Ему подчинялась территория вверх от Сарая по Волге и Дону. В 1459-1461 гг. епископы были переименованы из сарайских в сарские и подонские. Некоторые источники указывают на то, что в поволжских городах существовали православные церкви, часовни и монастыри, в том числе и на территории современного города Самары.

Золотая Орда являлась в определенном смысле ареной борьбы между православием и католичеством, которое с ХIII в. осуществляло постоянный натиск на монголов, пытаясь использовать их в борьбе с турками-сельджуками, с Никейской империей, с германским императором Фридрихом II. Послания римского папы доставляли монгольским ханам монахи францисканцы и доминиканцы: П. Карпини, Г. Рубрук, Юлиан и другие.

Например, Карпини отправили с миссией передать великому монгольскому хану Гуюку предложение папы принять католичество. Гуюк ответил грубым отказом, пригрозив Западу нашествием и требуя полного подчинения. Отношения Рима и Золотой Орды сложились более доброжелательные. В 1315 г. в Сарае было основано католическое епископство. Первый епископом был францисканец Стефан. В ХIV в. в Золотой Орде было 12 францисканских монастырей. Православные и католические миссионеры выполняли одну задачу – обратить степняков-язычников в христианство.

В результате феодальных усобиц, военных походов среднеазиатского правителя Тимура, набегов новгородских ушкуйников и борьбы русских княжеств за независимость в ХV в. Золотая Орда распалась на несколько отдельных ханств. Территория Поволжья стала кочевьем родов, вошедших в Ногайскую Орду.

Страницы: 1 2 

 Великая Отечественная война. Роль Сталина – главнокомандующего
1 сентября 1939 г. Германия начала войну против Польши. Этот день считается началом Второй Мировой войны. 28 сентября 1939 г. сразу после завершения военных операций в Польше Риббентроп (Германия) и Молотов (СССР) подписали в Москве договор о дружбе и границ ...

Василий III
Великий князь Василий III Иванович (1505-1533) оказался во всех отношениях продолжателем дела отца. При нем продолжалось расширение и укрепление единого российского государства, развивалось и его символическое обеспечение. Примечательно, что двуглавый орел и ...

Судоустройство и судопроизводство России в 1696–1710 гг. Ратуша как орган правосудия
По реконструированному Н.Б. Голиковой именному указу 1696 г., трансформированный годом ранее из Преображенской потешной избы Преображенский приказ заполучил исключительное право суда по государственным преступлениям. Отныне, независимо ни от территории, ни о ...