Наш край в 12-15 вв.
Страница 2

В ХIV в. Болгар довольно часто посещали арабские ученые: Ибн-Батута: Ал-Омари и другие. Их очень интересовали особенности «седьмого климата», которые обусловили особый порядок богослужения», – краткость ночи летом и дня зимой.

Арабы хотели установить в Волжской Болгарии арабский мусульманский порядок молитв, однако среднеазиатский подходил больше для географического положения Среднего Поволжья. www.nextbanking.ru

В целом, можно констатировать, что ислам в золотоордынское время укреплялся в Среднем Поволжье и расширялся за счет перехода в мусульманство бывших язычников: степных кочевников и других этнических групп: угорских на востоке Татарии и мордвы в Самарском Поволжье.

Другая мировая религия – христианство начала проникать в Восточную Европу еще в раннем средневековье. Наибольшее распространение она получила на Кавказе, в Крыму, частично в Хазарии.

Однако, в Поволжье многочисленное христианское население появилось лишь в золотоордынское время, что были прежде всего русские люди, взятые монголами в плен и приведенные на Волгу в рабство. Археологические исследования убедительно показывают, что русский компонент населения городов и поселков на Волге был очень значительным. Следы пребывания русских есть во всех исследованных центрах Золотой Орды: от Наровчата до Маджар и от Поволжья до Крыма.

Многочисленные письменные источники: русские летописи, ярлыки золотоордынских ханов русскому духовенству, духовные и договорные грамоты русских князей, жития святых содержат подробные сведения о русских людях, оказавшихся в Орде. Изучение данных источников показало, что русская церковь пользовалась у монгольских ханов покровительством. Ханские ярлыки освобождали духовенство от всех видов дали и повинностей.

При хане Берке, который сам принял ислам, в 1261 г. была образована Сарайская православная епископия. Первым епископом Сарайским и Переяславским был Митрофан. Ему подчинялась территория вверх от Сарая по Волге и Дону. В 1459-1461 гг. епископы были переименованы из сарайских в сарские и подонские. Некоторые источники указывают на то, что в поволжских городах существовали православные церкви, часовни и монастыри, в том числе и на территории современного города Самары.

Золотая Орда являлась в определенном смысле ареной борьбы между православием и католичеством, которое с ХIII в. осуществляло постоянный натиск на монголов, пытаясь использовать их в борьбе с турками-сельджуками, с Никейской империей, с германским императором Фридрихом II. Послания римского папы доставляли монгольским ханам монахи францисканцы и доминиканцы: П. Карпини, Г. Рубрук, Юлиан и другие.

Например, Карпини отправили с миссией передать великому монгольскому хану Гуюку предложение папы принять католичество. Гуюк ответил грубым отказом, пригрозив Западу нашествием и требуя полного подчинения. Отношения Рима и Золотой Орды сложились более доброжелательные. В 1315 г. в Сарае было основано католическое епископство. Первый епископом был францисканец Стефан. В ХIV в. в Золотой Орде было 12 францисканских монастырей. Православные и католические миссионеры выполняли одну задачу – обратить степняков-язычников в христианство.

В результате феодальных усобиц, военных походов среднеазиатского правителя Тимура, набегов новгородских ушкуйников и борьбы русских княжеств за независимость в ХV в. Золотая Орда распалась на несколько отдельных ханств. Территория Поволжья стала кочевьем родов, вошедших в Ногайскую Орду.

Страницы: 1 2 

Борьба против испытаний ядерного оружия, за честный облик ученого
В 1958 г. СССР на некоторое время прекратил в одно­стороннем порядке ядерные испытания, однако вскоре было принято решение об их возобновлении. Андрей Дмитриевич выступил с решительными возражениями и предложил: 1) не начинать ни в коем случае испытаний в т ...

 Русь в период феодальной раздробленности
Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче; с его правления начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 1015-1024 гг., когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усоби ...

Цивилизационный подход в исторической науке.
На основе культурно-исторической концепции и теории цивилизации сложился цивилизационный подход в исторической науке. До 1917 года историческая наука в нашей стране развивалась свободно на основе всех трех концепций. После 1917 года, особенно с 1930-х когда ...