Великое италийское восстание рабов 74-71 гг. до н.э. и падение сулланской олигархии
Страница 2

Материалы » Кризис и крушение римского республиканского строя » Великое италийское восстание рабов 74-71 гг. до н.э. и падение сулланской олигархии

В 74 г. до н.э. Италию охватил неурожай и голод. Это благоприятствовало вспышке восстания против гнета рабовладельческого римского правительства. Толчком для наиболее крупного из восстаний рабов в древности послужил мятеж в школе гладиаторов города Капуи (74 г. до н.э.).

С начала 1 в. до н.э. в Риме получили широкое распространение кровавые зрелища — травля зверей и гладиаторские бои, называвшиеся «играми». Эти жестокие забавы развились из древних обычаев человеческих жертвоприношений при похоронах знатных покойников. Они возникли в Этрурии как бои осужденных на смерть преступников, происходившие во время погребений.

С конца 2 - начала 1 в. до н.э. бои на смерть в цирках и амфитеатрах превратились в один из видов общественных зрелищ. Бойцы набирались из преступников, а также из купленных рабов. Они получили название «гладиаторы» («мечники») от латинского слова «гладиус» («меч»). Нужда в гладиаторах была столь велика, что предприимчивые дельцы-ланисты стали открывать специальные школы, в которых проходили подготовку гладиаторы, продававшиеся затем организаторам «игр».

Одна из таких школ гладиаторов, принадлежавшая некоему Лентулу Батиату, находилась в Капуе. В числе прочих в нее попал фракиец Спартак. Воин в римских вспомогательных отрядах, он перешел на сторону противника, был ранен, взят в плен и продав, как дезертир, в школу гладиаторов.

Характеризуя Спартака, Плутарх писал: « .Спартак . человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени .»

Как рассказывал историк Аппиан, «Спартак уговорил около семидесяти своих товарищей пойти на риск ради свободы, указывая им, что это лучше, чем рисковать жизнью в театре».

Вооруженные вертелами и кухонными ножами Спартак и его товарищи напали на стражу, прорвались за город и ушли на гору Везувий. Укрепившись, они стали громить соседние виллы и освобождать рабов. Местные власти послали против восставших отряды воинов, но они были разбиты. Тогда из Рима был прислан пропретор Гай Клодий с 3 тыс. человек. Римляне блокировали спуск с горы, но восставшие, сплетя лестницы из виноградных прутьев, спустились по отвесным скалам и ударили на римский лагерь с тыла. Отряд Клодия был разгромлен. Восставшие захватили оружие римских воинов. После этого сражения войско восставших стало быстро увеличиваться и превратилось в армию из нескольких тысяч человек.

Так как восстание рабов охватывало все новые районы южной Италии, сенат направил на его подавление армию из двух легионов. Спартак разгромил и это римское войско. Восстание ширилось, войска Спартака, организованные по римскому образцу, захватили ряд селений и городов в Лукании и Апулии.

Армия восставших возросла до 70 тыс. человек. К восставшим рабам присоединялись мелкие италийские земледельцы, угнетенные сулланцами. Однако, несмотря на военные успехи и рост численности армии восставших, Спартак понимал, что в последующей борьбе с сильнейшим средиземноморским государством – Римской республикой он и его соратники обречены на поражение и гибель. Поэтому он сделал попытку вывести свою армию за пределы Апеннинского полуострова, чтобы бывшие рабы смогли вернуться в родные края.

Страницы: 1 2 3 4

1987 Сусуму Тонегава (1939)
Формулировка нобелевского комитета: «за открытие генетического принципа происхождения разнообразия антител». В 1976 году Тонегава сумел путем ряда изобретательных экспериментов показать, как части генома клетки (ДНК) перераспределяются в ходе дифференцировк ...

Политическая система СССР в 1920-начале 1950-х гг. Формирование тоталитарного режима
В этой работе я буду рассматривать один из самых неоднозначных периодов в нашей истории: начиная с 1917 года по март 1953года. Это время развития нашего государства тесно связано с именем И.В. Сталина. До сих пор и рассматриваемая эпоха, и сам этот человек в ...

Конфликт как фактор этнокультурного взаимодействия и проблема колонизации Ссеверного Кавказа
Конфликт как способ взаимодействия российского государства и народов Северного Кавказа имеет давнюю историю. Характер его протекания (чередования латентных и актуализированных состояний) неравномерен и зависит, в целом, от фаз социальных циклов в России. «Ко ...