Великое италийское восстание рабов 74-71 гг. до н.э. и падение сулланской олигархии
Страница 1

Материалы » Кризис и крушение римского республиканского строя » Великое италийское восстание рабов 74-71 гг. до н.э. и падение сулланской олигархии

После смерти Суллы власть некоторое время находилась в руках его приверженцев, но им было все труднее ее удерживать. Большинство населения Рима и Италии относилось к Сулле и его окружению крайне неприязненно. В Риме режимом, установленным Суллой, были недовольны всадники, родственники проскрибированных, ограбленных сулланцами, подавляющее большинство плебса, лишенного хлебных раздач. В Италии против сулланцев были настроены лишенные своих наделов ветераны Мария, многие италийские общины, потерявшие свои лучшие земли, розданные ветеранам армии Суллы. Поэтому достаточно было появиться какому-либо политическому деятелю, выступавшему против сулланской олигархии, чтобы он нашел себе многочисленных сторонников среди римского населения и италиков.

Вскоре после смерти Суллы по предложению консула Марка Эмилия Лепида были возобновлены раздачи хлеба беднейшей части римского плебея. Но предложение Лепида о восстановлении прав народных трибунов и отмене других постановлений Суллы были отвергнуты сенатом.

В это же время в Этрурии вспыхнуло восстание местного населения, добивавшегося возвращения своих земель, отнятых для раздачи ее ветеранам легионов Суллы. Под предлогом подавления восстания Лепид отправился в Этрурию, но, собрав здесь войско, двинул свои силы на Рим (83 г. до н.э.).

Бой произошел в самом городе, на Марсовом поле. Отряды Лепида были разбиты войсками Гвея Помпея. Лепид бежал и вскоре умер. Один из его сторонников – Марк Перперна возглавил остатки армии и увел их в Испанию, где продолжал борьбу с сулланцами Квинт Серторий, назначенный наместником Лузитании еще в период господства популяров (83 г. до н.э.).

В 81 г. до н.э. Серторий был вынужден бежать от лиц, посланных Суллой, в Африку, но уже в следующем, 80 г. до н.э. он вернулся на Пиренейский полуостров и возглавил восстание лузитан против сулланских наместников. Разбив войска обоих римских наместников и сформирован сильную армию из римских эмигрантов, африканских и иберийских воинов, Серторий успешно повел борьбу против сулланцев. Восстание охватило почти весь Пиренейский полуостров (79 г. до н.э.).

Серторий сделал своей ставкой город Оску (современный Уэска) и образовал сенат из 300 римлян. Были выбраны магистраты. На все командные должности Серторий назначал только римлян, но с местным населением, особенно с представителями иберийской племенной знати, он держался мягко и справедливо и приобрел огромную популярность среди иберов.

Рассматривая Испанию как базу для борьбы с сулланцами, Серторий стремился заручиться союзниками. В 73 г. до в. э. он заключил мир и союз с царем Митридатом Понтийским, возобновившем войну с Римской республикой.

Эти действия Сертория вызвали большое беспокойство среди правившей Римской республикой сулланской олигархии. В Испанию был послан с сильной армией Гней Помпей, отличившийся при подавлении мятежа Эмилия Лепида. Однако первоначально и он терпел поражения от войск Сертория, которого энергично поддерживало местное население. Но стремление Сертория к установлению тесных связей с иберийским населением погубило его. Военачальник Эмилия Лепида — Марк Перперна и другие римляне негодовали на Сертория за его отношение к жителям испанских провинций, рассматривая это как предательство интересов Рима. В 72 г. до н.э. римляне составили заговор, и Серторий был убит во время пира. Это вызвало отход иберийцев от Перперны и его сторонников. Гней Помпей разгромил войско Перперны, а его самого захватил в плен и казнил. Восстание на Пиренейском полуострове было подавлено, и армия Помпея была спешно двинута в Италию на спасение Римской рабовладельческой республики, которой угрожало величайшее восстание рабов.

Страницы: 1 2 3 4

Политическое значение провозглашения христианства государственной религией Грузии
Распространение и принятие христианства в качестве официального культа было следствием не только и не столько проповеднической деятельности какого-нибудъ отдельного лица, а главным образом социального, экономического, политического и культурного развития стр ...

Сельская община в пореформенной России
Крестьянская реформа 1861 г. сохранила сельскую общину. Надельная земля отводилась, как правило, не подворно, а всей общине, за тем каждому двору в соответствии с количеством в нем ревизских душ выделялся земельный надел в пользование. Существовало два типа ...

Выборы депутатов Государственной Думы
Выборы депутатов Государственной Думы проводились избирательными собраниями, представители в которые в свою очередь избирались по куриям не равным между собой ...