Словацкая культура в X—XIV вв. Развитие образование Архитектура словацких городских центров

Материалы » Развитие Словакии в X-XIV вв. » Словацкая культура в X—XIV вв. Развитие образование Архитектура словацких городских центров

С начала XIV в. Словакия становится областью активной транзитной торговли. Это способствует установлению во всех сферах деятельности более тесных контактов с развитыми регионами Европы. Быстрое развитие городов, особенно со второй половины XIV в., приводит к тому, что они становятся культурными центрами. Здесь начинает распространяться светская образованность. По-прежнему сохранили свое значение и капитульные школы в Нитре, резиденции епископа в Братиславе и Спише. Для молодых дарований из Словакии становятся престижными Пражский, Венский и Краковский университеты.

Традиции романского стиля, для которого были характерны массивные каменные храмы-крепости со стенами, украшенными фресками, в конце XIII в. постепенно уступают место готике. Хотя оригинальная архитектурная школа в Словакии в XIV , сложилась, местное зодчество отличается заметным своеобразием. Во второй половине XIV в. словацкие мастера возводят ряд церквей с опорной готической системой сводов. Наиболее известное сооружение — Собор св. Елизаветы в Кошице. Его строительство (после пожара) продолжалось с конца XIV до середины XV в. Ратуши, многочисленные каменные дома городской знати и мещан украшают города. Широкий размах получает возведение вписанных в пейзаж замков местных аристократов.

Если в архитектуре прослеживается влияние пражской школы, то в настенной живописи, особенно в среднесловацких шахтерских центрах, заметно воздействие итальянских мастером и словацкий «прекрасный стиль» оказали влияние чешская, а с начала XV в. — венская живописная традиции. Наиболее ярко в готике проявила себя Спишская область. Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарного убранства. На протяжении XIV столетия анонимные авторы совершенствуют свою технику, отказываются от статичного положения фигур, создают все более лирические и выразительные образы мадонны. (350)

В середине XV в. Словакия стала ареной династической борьбы за венгерскую корону между Габсбургами, польскими Ягелллонами >венгерскими магнатами. Значительной частью ее территории овладел чешский магнат католик Ян Искра из Брандыса. В месте с ним в Словакию пришло несколько тысяч бывших гуситских воинов, по-прежнему исповедовавших гуситскую идеологию. Искра опирался на патрициат городских центров добычи руды выплавки металла, использовал антифеодальные настроения братриков («братиков») — словацких последователей таборитского течения в гуситском движении. Он выступал как представитель и защитник интересов вдовы Альбрехта II, а затем ее малолетнего сына Ладислава. Ему удалось настолько укрепить свои позиции, что венгерский правитель Янош Хуньяди вынужден был передать ему в управление ряд словацких городов.

Под давлением венгерских магнатов в 1453 г. Искра оставил Венгерское королевство, а его войско в большинстве своем перешло на сторону братриков. Их укрепленные лагеря стали центрами антифеодального движения словацкого крестьянства. Размах выступлений армии братриков, организованной по образцу таборитов, был настолько широк, что для их подавления венгерские магнаты были вынуждены обратиться за помощью к Искре. Однако и после нескольких поражений (1458, 1467) братрики сохраняли свою силу и во второй половине 50-х годов даже приняли участие в династической борьбе.

Новую попытку укрепить королевскую власть предпринял Матьяш Хуньяди — Матвей Корвин (1458—1490), которому удалось сломить сопротивление крупных магнатов. Удачей завершились и переговоры с Яном Искрой, получившим титул барона, крупное денежное вознаграждение и земельное владение в Трансильвании.

После смерти Корвина в королевстве вновь пришли к власти магнаты, а все земли, входившие в него, оказались в глубоком внутриполитическом и экономическом кризисе. Упадок городов, ухудшение положения подданных, опустошение ряда районов страны вызывали массовое недовольство населения. В ответ законы, ограничивающие свободу передвижения крестьян, были дополнены актом о преследовании за укрытие беглых.

В 1514 г. в королевстве вспыхнуло восстание Дожи, поражение которого позволило законным путем лишить крестьян личной свободы. Восстание горняков Банска-Бистрицы и присоединившихся

к ней других шахтерских центров в 1525—1526 и себе как о последователях идей плебейской реформации, по своему размаху и организованности было самым мощным социальным выступлением в этом регионе после гуситского движения.

Российская государственность в контексте социальных циклов
«Исторические циклы». Насколько правомерно применение такого понятия? Сколь не велико было бы искушение его использования, тем не менее, в ходе дальнейших рассуждений, видимо, следует от него отказаться. Понятие «исторические циклы» представляется слишком о ...

Римская община в VIII-VII вв. до н. э. Органы управления периода «военной демократии»
Нет никаких оснований подвергать сомнению устоявшийся взгляд на римскую общину VIII-VII вв. до н. э. как на социальное образование эпохи «военной демократии». О чёткой классовой структуре римского общества в этот период говорить не приходится. Как отмечает Е ...

Формы колониальной эксплуатации
Во главу угла всей колониальной политики испанской короны было поставлено нещадное ограбление коренного населения колоний. Именно высокоразвитые земледельческие народы древней зоны цивилизаций, вошедших в состав вице-королевств Новая Испания и Перу, приняли ...