Заключение

В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.

В советское время этот разрыв был в значительной мере преодолен благодаря развитию индустриальной экономики, введению всеобщего школьного обучения, созданию многочисленного слоя образованных специалистов как в городе, так и на селе. Однако при этом были утрачены некоторые этнические традиции русского народа (в том числе религиозно-нравственные), а выезд из страны после революции и гибель от сталинских репрессий многих выдающихся деятелей культуры, а также узкая направленность обучения специалистов существенно снизили культурный потенциал интеллигенции. Последствия пережитого русской культурой разрыва между этническим и национальным ощущаются до сих пор.

В течение ХIХ - ХХ веков русская национальная культура стала одной из богатейших национальных культур мира.

Что ждет ее в будущем? Трудно сказать. Но сохранить ее наследие - одна из главных задач моего и будущих поколений.

Педагогическая деятельность.
Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу. Идеи европейского просвещения декабристы связывали с идеями ...

Сенат
В своей работе Клочков рассматривает взгляды в историографии по поводу деятельности Сената в павловскую эпоху. И господствующей на тот момент точкой зрения на этот счёт была точка зрения барона Нольде и других о том, что с одной стороны, Сенат при Павле ниче ...

А.Д. САХАРОВ в годы перестройки. Начало нового периода в жизни академика.
Лишь в период перестройки А.Д.Сахаров получил свободу и вновь вернулся в Москву (23 декабря 1986 г.). С этого времени начался новый период его жизни и деятельности. В феврале 1987 г. А.Д.Сахаров принял участие в Москов­ском международном форуме за безъядерн ...