Художественная культура
Страница 4

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно- важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н. А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»].

Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который « .представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин).

Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение к народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», 1885).

Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848-1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.

Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский (1843- 1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А.М. Опекушин (1838 - 1923) - один из представителей монументальной скульптуры - был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.

Страницы: 1 2 3 4 

Словенские земли в VII — первой половине XIV в.
Славянская колонизация представляла собой длительный и сложный процесс, прошедший ряд этапов. Так, применительно к истории словенцев ("альпийских славян") начальным моментом их переселения в Центральную Европу называют уже сере дину VI в. С начала ...

Личности.
Несмотря на то, что в отечественной историографии долгое время отрицалась выдающаяся роль отдельных личностей в истории, а главная роль творца истории безраздельно отдавалась народным массам, движение катилинариев вполне ярко иллюстрирует тот факт, что зачас ...

Мир правозащитников в 70-е годы
В 1973-1974г.г. А.Д.Сахаров продолжал свою общественную деятельность, писал статьи, обращения, давал многочисленные интервью. Так, например, в июле 1973г. он дал интервью корреспонденту шведского радио У.Стенхолъму о политических, экономических и социальных ...