Образование социал-демократической партии в России
Страница 1

Материалы » Россия в начале XX века » Образование социал-демократической партии в России

К 80-м годам позапрошлого века социалистическое движение, исчерпав ресурсы классического народничества, обрело новое, теоретическое дыхание в России. Возникнув как интеллектуальное отражение раннего промышленного капитализма, марксизм находился в преддверии внутренней метаморфозы. Российский марксизм – историографическая проблема наших дней. Почему идеологический продукт индустриального развития западноевропейских стран столь прочно укоренился в архаической стране и оказал столь сильное воздействие на всю её историческую судьбу? Как минимум две исторические причины популярности марксизма очевидны: 1. Высокие темпы развития капиталистических явлений в экономической жизни России, значительный рост промышленных предприятий и занятых на них рабочих. 2. Значительная часть российской молодёжи, оказавшейся в европейских странах в результате вынужденной эмиграции или с целью получения образования, стала очевидцем утверждения западного пролетариата как самостоятельной политической силы.

Марксиская идея особой роли рабочего класса как освободителя всего человечества легко воспринималась в России людьми различных мировоззрений, поскольку в основе многих из них находилась идея русского мессианства. Наиболее яркой фигурой среди русских эмигрантов был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918гг.). Его отличали огромные личные способности, большое трудолюбие, высокая дисциплинированность, целеустремлённость. В эмиграции он начал изучать марксистскую литературу, а в 1883г. вместе со своими единомышленниками П. Аксельродом, Верой Засулич, Львом Дейчем и Н.Игнатьевым организовали группу «Освобождение труда». Свою цель члены группы видели в переводе марксистских произведений на русский язык и пропаганде их среди русской мыслящей общественности. Плеханов, Засулич и Аксельрод перевели на русский язык всего около двадцати марксистских работ, в том числе «Манифест коммунистической партии», «Философию нищеты». Не одно поколение русских радикалов училось марксизму по Плеханову. Марксизм Плеханова – это действительно ортодоксальный перворожденный марксизм. Наиболее сильные моменты всей деятельности Плеханова связаны с тем, что он был последовательным революционным марксистом. Плеханов отчётливо разделил социалистические и демократические задачи рабочего движения в России, подчеркнув первоочередную историческую задачу последней: «Борьба за политическую свободу с одной стороны и подготовку будущего рабочего класса к его будущей самостоятельной и наступательной роли, с другой стороны – такова постановка партийных задач, единственно возможная в настоящее время». «Социализм в России больше, чем где-либо ещё представляет демократию в целом». «Классовая борьба – популярнейшая идея русской революции, потому и пришлась ей так ко двору, что русские люди менее чем кто-либо воспитаны в компромиссе и к компромиссу… с другой стороны учение о классовой борьбе, как готовая теоретическая формула, облекла и оформила то чувство ненависти и возмездия, которое воспитал в русском человеке старый порядок. Ненавидел и жаждал возмездия крестьянин, в котором века угнетения взрастили эти чувства, ненавидел и жаждал возмездия рабочий, который к унаследованной деревенской, крестьянской ненависти присоединил городскую, пролетарскую, отравлен ненавистью и интеллигент, в котором рядом с печальником за народ рос мститель за себя и за народ». «Марксизм, восприятие которого, благодаря развитию промышленности и нарождённого пролетариата, быстро проникавшегося классовым сознанием, нашло в России много корней, сыграл у нас не столько роль идейного организатора рабочего класса, сколько выкованного интеллигенцией орудия борьбы за освобождение. Он был отражением переполнившего Россию океана отчаяния и человеческого страдания». Плеханов рассматривал российский рабочий класс, как главную силу в борьбе против самодержавия, а его формировавшуюся партию – как один из элементов будущей политической демократии в стране. При этом он отодвигал решения социалистической деятельности на всё более ожидаемое будущее, произнеся в критическом 1917г. знаменитые слова о том, что «Россия ещё не смолола той муки, из которой можно испечь социалистический пирог». Плеханов в теоретической деятельности был весьма догматичен и нетерпим. Он подчёркивал приверженность ортодоксальному марксизму: «Разница между Лениным и мной, это не разница между правыми и левыми, это разница в базисах развития социализма. Ленин – это утопический социализм, а не научный». Политическое сознание в русском рабочем классе пробудилось раньше, чем в русской буржуазии. «Наша буржуазия требует только субсидий, гарантий, покровительственного тарифа и вывозных пошлин, русские рабочие требуют политических прав». «Наш капитализм отцветёт, не успевши окончательно расцвести». В России марксизм стал популярен благодаря «легальным» марксистам: П.Б.Струве, Н.А.Бердяеву, С.Булгаков. «Если Плеханов может быть назван первым российским социал-демократом, то Струве – первым социал-демократом в России». По мнению Струве – «социальный прогресс невозможен без экономического, а капиталистический способ производства как раз обеспечивает необходимый экономический прогресс». «Россия из бедной капиталистической страны должна стать богатой капиталистической страной». Струве отмежевывается от двух ключевых постулатов марксизма: абсолютизации революции как способа исторического прогресса и исключительно классового характера государства. «Государство есть, прежде всего, организация порядка». Струве был автором манифеста РСДРП, провозгласившей образование в России самостоятельной партии рабочего класса и теоретически оформившего результаты работы первого съезда РСДРП. (1898г., Минск)

Страницы: 1 2 3

Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов
Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и сверше ...

Социально-политические реформы VI в. до н. э.
Реформа, приведшая к образованию Римского государства связывается с именем предпоследнего (шестого) рекса Сервия Туллия и условно датируется VI веком до н. э.[52]. Как время проведения этой реформы, так и её авторство вызывают у многих исследователей серьёзн ...

Вступление
Эпоха правления Елизаветы Петровны оказала, безусловно, огромное влияние на развитие русской культуры и науки. В ней можно выделить как множество положительных, так и отрицательных моментов. Достаточно сказать, что Елизавета пришла к власти на волне борьбы с ...