Введение

Современная система международных отношений имеет, в основном, светский характер. Тем не менее религиозные воззрения того или иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль как во внутриполитической жизни отдельных стран, так и в развитии межгосударственных связей. Многие факты свидетельствуют о том, что в последние десятилетия XX века в различных странах мира имеют место усиление религиозности населения и активизация религиозных движений. Растет число международных религиозных организаций и фондов, а также религиозных движений, орденов, партий и сект, деятельность которых имеет международный характер. Некоторые межнациональные и межгосударственные конфликты носят явно религиозную окраску. Все это дает ряду аналитиков повод сделать вывод, что религиозный фактор становится важной составляющей международной жизни.

В частности, в мусульманских странах, ислам составляет часть представлений, восприятий, позиций и систем ценностей людей, принимающих решения, касающиеся международных отношений. Правящие элиты в государствах со значительным мусульманским населением при выстраивании приоритетов внешней политики, в процессе подготовки, принятия и реализации внешнеполитических решений вынуждены учитывать настроения верующих граждан своих государств. Исламские институты (политические, дипломатические, экономические и культурные) также играют определенную роль в этих процессах. И эта роль тем больше, чем сильнее влияние ислама в обществе.

В мусульманском мире, кроме того, имеют место глубокие противоречия между различными политическими режимами (феодально-монархическими, буржуазно-националистическими и пр.). У каждой мусульманской страны свое отношение к мусульманской общности и к формам ее реализации. Саудовская Аравия, Турция, Пакистан, Иран, Ирак, Египет, Ливия претендуют на лидерство в мусульманском мире или в регионе. В мусульманском мире идет процесс формирования новых "центров силы". Поэтому определенно необходимо более подробно познакомиться с условиями осуществления власти в мусульманском государстве. Следовательно, и проблема данной работы вполне актуальна. В работе рассматриваются процессы, способствующие воплощению в жизнь мусульманских государств норм шариата.

Цель работы – охарактеризовать степень влияния ислама на общественно-политическую жизнь современных стран Ближнего и Среднего Востока.

Задачи, способствующие раскрытию темы и реализации цели работы, были выделены следующие:

1) Рассмотреть характер развития общественно-политической мысли стран Ближнего и Среднего Востока на современном этапе;

2) Охарактеризовать степень вмешательства ислама в военно-политические силы стран Среднего и Ближнего Востока;

3) Проанализировать характер норм шариата в политике стран Ближнего и Среднего Востока

Исходя из поставленных целей и задач работы, называем ее объект исследования – общественно-политическое положение современных стран Ближнего и Среднего Востока. Предмет исследования – влияние ислама на общественно-политическую мысль в современных странах Ближнего и Среднего Востока.

В ходе раскрытия темы работы были изучены справочные издания, энциклопедический, дипломатический словари, статьи и доклады различных авторов.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования при подготовке к семинарам и докладам по истории стран Азии.

Учитывая характер работы, была предусмотрена следующая структура – введение, три параграфа, заключение, список использованных источников и литературы, приложений.

Золотая Орда
В середине XIII в. один из внуков Чингисхана Хубилай перенес свою ставку в Пекин, основав династию Юань. Остальную часть Монгольской державы номинально подчинялась великому хану в Каракоруме. Один из сыновей Чингисхана – Чагатай (Джагатай) получил земли боль ...

Просвещение
На грани XIX в. в России числилось 550 учеб­ных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее от­ставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных ш ...

Подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в 1904 г.
26 января 1904 г. крейсер 1 ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японским отрядом контр-адмирала С. Уриу в корейском порту Чемульпо (Инчхонь). Кроме русских кораблей здесь находились: английский крейсер «Тэлбот», французский «Паскаль», ...