Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Страница 4

Материалы » Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны » Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны

За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей; а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные привлекались к уголовной ответственности по законам военного времени. В изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. В Указе приводился перечень этих дел. В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

2. Указ «О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, Западному особому, Киевскому особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северо-Кавказскому и Закавказскому военным округам». Мобилизации подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918г. включительно.

3. Указ «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения».[8;38]

26 июня 1941 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», которым директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли было предоставлено право устанавливать, с разрешения Совнаркома СССР, обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день с оплатой в полуторном размере. Указом отменены очередные и дополнительные отпуска (кроме отпусков в случаях болезни, по беременности и родам).[8;56]

Постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1941г. создана Ставка главного командования Вооруженных Сил СССР. 10 июля 1941г. она преобразуется в Ставку Верховного Командования. 24 июня, созданы Совет по эвакуации и Советское информационное бюро. 27 июня Политбюро ЦК ВКП(б) принимает решение- «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». За первые шесть месяцев войны политбойцами в войска было послано 60 тыс. коммунистов и 40 тыс. комсомольцев.[9;12]

30 июня 1941г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех Сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину», создан Государственный Комитет Обороны, в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. Его председателем был назначен И. В. Сталин,[8;36] который являлся также председателем Совета Народных Комиссаров СССР и с 8 августа 1941г. — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.

Во многих местностях, объявленных на военном положении, создавались областные и городские комитеты обороны, являвшиеся чрезвычайными местными органами государственной власти. В ряде случаев образовывались так называемые суженные исполкомы городских Советов, в которые входили представители партийных и государственных органов.

Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) 29 июня разработали Директиву партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков. Она была положена в основу речи И. В. Сталина по радио 3 июля, где он указал на серьезную опасность, нависшую над нашей Родиной, объяснил причины временных неудач Красной Армии и призвал немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинить интересам фронта и задачам организации разгрома врага. Обращение партии и правительства к советскому народу имело огромное военно-политическое значение.

Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением от 1 июля 1941г. значительно расширил права народных комиссаров СССР в условиях военного времени. С 18 июля 1941г. это постановление распространяется на народных комиссаров РСФСР и УССР.

Народные комиссары СССР и двух названных союзных республик наделялись чрезвычайными правами по распределению и перераспределению материальных ресурсов; по разрешению директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы; по перераспределению капиталовложений по сверхлимитным строительствам и по направлению полностью на другие стройки средств, предусмотренных планом для строек, прекращенных строительством в связи с военными действиями; по частичным отступлениям от утвержденных проектов и смет сверхлимитного строительства в пределах общей стоимости каждой стройки, утвержденной по генеральной смете; по разрешению пуска в эксплуатацию строящихся предприятий и их отдельных частей с последующим уведомлением СНК СССР; по резервированию в обеспечение выполнения дополнительных производственных заданий до 5% от утвержденного фонда зарплаты по Наркомату в целом; по списанию числящихся на балансе убытков отдельных хозяйственных учреждений и предприятий за счет их собственных оборотных средств и сверхплановой прибыли по Наркомату в целом (при отсутствии возражений Наркомфина СССР); по списанию сумм с расчетных счетов подведомственных хозорганов и предприятий на покрытие просроченной задолженности поставщикам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

«Оттепель»: трансформации политической системы страны. СССР к концу сталинской эпохи: итоги и перспективы
В последние годы жизни Сталина все продолжалось: во-первых, этот человек достиг зенита могущества, возведя на крови и беззаветном энтузиазме десятков миллионов людей вторую по мощи мировую державу. По образному выражению У.Черчилля, Сталин «принял Россию лап ...

Организация и функциональная характеристика земских органов
Мероприятия центральной власти по реформированию системы местного управления: ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля над ними со стороны местного общества посредством введения института "лучших людей", а затем и появление гу ...

Организационно-хозяйственное и социальное развитии аграрного комплекса Донбасса в 1950 – 1958 гг.
В 50 – 60 гг. деревня и сельское хозяйство являлись основным объектом для проведения социально-экономических экспериментов. В аграрной политике государства, в его отношении к селу и крестьянам, были, по сути, сфокусированы все недостатки командно-администрат ...