Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Страница 3

Материалы » Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны » Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны

По инициативе Союза писателей Башкирии и украинской секции писателей при активном участии общественности республики в 1941г. отмечался юбилей украинского поэта И. Франко. Люди разных национальностей участвовали во всенародной помощи фронту. Летом 1942г. среди молдавских граждан прошел сбор средств на постройку танков "За Советскую Молдавию". www.morebanks.ru

Отношения между эвакуированными и местными жителями различных национальностей на бытовом уровне в целом можно охарактеризовать как дружелюбные. И все же, если мы хотим воссоздать объективную картину исторических событий, необходимо сказать о негативных явлениях, происходивших в тылу. Прибывавших по эвакуации евреев в основном встречали хорошо, но иногда проявлялись антисемитские настроения. Как правило, они возникали на фоне неприязни к эваконаселению в целом и были особенно заметны в сельской местности.

Система советского государственного аппарата в центре и на ме­стах, сложившаяся к 1941г., в основном, сохранялась и во время войны. Однако новые задачи и условия военного времени требовали перестройки государственного аппарата, создания новых чрезвычайных органов государственной власти с соответствующим распределением компетенции между ними. Широкая коллегиальность во многом уступила место оперативному единоначалию. Ленинский принцип демократического централизма осуществлялся в новых формах, вызванных задачами разгрома врага.

Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941г. потребовало принятия партией и правительством неотложных мер по мобилизации всех материальных и духовных сил советского народа на отпор врагу. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР издал несколько указов исключительной важности:

1. Указ «О военном положении», которым устанавливалось, что в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов,— высшему командованию войсковых соединений. В местностях, объявленных на военном положении, военным властям были предоставлены следующие права:

а) в соответствии с действующими законами и постановлениями правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями;

б) устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений;

в) объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей;

г) производить изъятия транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан;

д) регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и т. д.; организацию всякого рода собраний, шествий и т. п.; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц;

е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские и т. д.), а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров;

ж) воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;

з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.

По всем этим вопросам военные власти имели право издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение их наказание в административном порядке в виде лишения, свободы до шести месяцев или штрафа до 3000 руб., а также отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать их безусловного и немедленного исполнения.

Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия были обязаны оказывать полное содействие военному, командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Период реакции в России. Кризис самодержавия
Революция 1905-1907 гг. не решила основных проблем политического и социально-экономического развития России. После третьеиюньского переворота 1907 г. в России наступает период реакции во всех сферах развития общества. В условиях наступившей реакции ограничен ...

 От коллегий к министерствам
Наиболее значительным изменениям в начале XIX века подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям нового столетия, не обеспечивал необходимую централизацию и персона ...

"Жалованная грамота дворянству"
В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми. При Петре I дворянин обладал обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причём это пра ...