Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны
Страница 3

Материалы » Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны » Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны

По инициативе Союза писателей Башкирии и украинской секции писателей при активном участии общественности республики в 1941г. отмечался юбилей украинского поэта И. Франко. Люди разных национальностей участвовали во всенародной помощи фронту. Летом 1942г. среди молдавских граждан прошел сбор средств на постройку танков "За Советскую Молдавию".

Отношения между эвакуированными и местными жителями различных национальностей на бытовом уровне в целом можно охарактеризовать как дружелюбные. И все же, если мы хотим воссоздать объективную картину исторических событий, необходимо сказать о негативных явлениях, происходивших в тылу. Прибывавших по эвакуации евреев в основном встречали хорошо, но иногда проявлялись антисемитские настроения. Как правило, они возникали на фоне неприязни к эваконаселению в целом и были особенно заметны в сельской местности.

Система советского государственного аппарата в центре и на ме­стах, сложившаяся к 1941г., в основном, сохранялась и во время войны. Однако новые задачи и условия военного времени требовали перестройки государственного аппарата, создания новых чрезвычайных органов государственной власти с соответствующим распределением компетенции между ними. Широкая коллегиальность во многом уступила место оперативному единоначалию. Ленинский принцип демократического централизма осуществлялся в новых формах, вызванных задачами разгрома врага.

Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941г. потребовало принятия партией и правительством неотложных мер по мобилизации всех материальных и духовных сил советского народа на отпор врагу. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР издал несколько указов исключительной важности:

1. Указ «О военном положении», которым устанавливалось, что в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов,— высшему командованию войсковых соединений. В местностях, объявленных на военном положении, военным властям были предоставлены следующие права:

а) в соответствии с действующими законами и постановлениями правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями;

б) устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений;

в) объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей;

г) производить изъятия транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан;

д) регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и т. д.; организацию всякого рода собраний, шествий и т. п.; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц;

е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские и т. д.), а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров;

ж) воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;

з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.

По всем этим вопросам военные власти имели право издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение их наказание в административном порядке в виде лишения, свободы до шести месяцев или штрафа до 3000 руб., а также отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать их безусловного и немедленного исполнения.

Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия были обязаны оказывать полное содействие военному, командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

 Реформаторство xx века и крестьянский менталитет
В поисках адекватного ответа на вызов истории мы постоянно обращаемся к урокам столыпинской реформы, новой экономической политики, перестройки, вновь и вновь применяя давний и совсем близкий исторический опыт к нынешней постсоциалистической и постсоветской Р ...

Центральное управление при Павле I. Совет Его Величества
Рассмотрение преобразований Павла I в структуре управления следует начать с учреждения, находившегося на втором месте в структуре иерархии властных институтов после императора, коим является Совет Его Величества. Прежде всего, давим вкратце историю этого учр ...

Работа Совета Министров
Государственная Дума должна была работать совместно с Советом министров. Совет министров был постоянно действующим высшим правительственным учреждением, возглавляемый председателем. Совет министров возглавлял все ведомства по вопросам законодательства и выс ...