Экономические реформы в государствах-участниках СНГ
Страница 2

По линии 23 федеральных министерств и ведомств США на осуществление 215 двусторонних программ помощи республикам бывшего СССР было ассигновано 5,4 млрд. долларов. Кроме того, 10 млрд. долларов было выделено на программы предоставления бывшим советским республикам займов, гарантий кредитов и страхование финансовых ресурсов. В пересчёте на душу населения самую большую финансовую помощь США получили Армения, Грузия, Кыргызстан. Необходимо отметить, что значительная часть средств из общих 10 млрд. долларов, ассигнованных на кредитные программы помощи, в действительности была получена американскими компаниями в результате оплаты их товаров и услуг бывшими республиками СССР.

Стремление уменьшить инвестиционные риски побудило правительство США распространить государственные программы стимулирования и защиты национального капитала на американские компании, действующие в странах СНГ. Прямую поддержку компаниям США в их зарубежной деятельности оказывает ОРIC (Overseas Private Investment Corporation (корпорация поддержки прямых иностранных инвестиций)). К 1993 году OPIC заключила двусторонние межправительственные соглашения со всеми 12 странами СНГ. Анализ первых лет деятельности OPIC в странах СНГ свидетельствует о том, что эта организация способствует притоку прямых иностранных инвестиций в экономику региона, объём которых в 1994 году составил 2,1 млрд. долларов, в 1995 – около 2,8 млрд. долларов.

Институциональные преобразования.

В результате осуществляемых институциональных преобразований, пик которых в большинстве стран пришёлся на 1993-1994 годы, доля занятых в государственном секторе экономики в среднем по Содружеству сократилась с 0,74 в 1991 году до 0,47 в 1996 году, в частности в Молдове к 1996 году этот показатель составил 0,28 части.

Одним из основных форм изменения отношений собственности в рассматриваемый период были разгосударствление и приватизация.

В структуре приватизированных предприятий и объектов наибольший удельный вес приходится, как правило, на предприятия и объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Доля этих предприятий и объектов в общем числе приватизированных составляет в Беларуси, Казахстане, Молдове 0,48-0,5 части, Кыргызстане, России – 0,57-0,59, Украине – 0,66, Грузии – 0,79, Узбекистане – 0,85.

За рассматриваемый период ускорился процесс отделения хозяйственных функций от государства и передача их новым структурным образованиям, таким, как финансово-промышленные группы, холдинговые компании, корпорации, банковские союзы, ассоциации и другие добровольные объединения предприятий и организаций.

Важным элементом формирования общего рынка труда стран СНГ является миграция рабочей силы.

Современная миграция имеет ряд специфических особенностей. Низка интенсивность миграции, что приводит к застойной безработице.

По разным оценкам, ежегодно мигрирует до 10 млн. человек, или 0,03 населения Содружества, что значительно ниже, чем в странах ЕС. Преобладает в основном миграция в Россию, включая потоки беженцев и вынужденных мигрантов.

За период 1991-1995 годов численность населения России увеличилась за счёт миграции из стран СНГ и Балтии на 2 млн. человек. По имеющимся прогнозам до 2005 года в Россию может переместиться ещё примерно 3 млн. человек, что должно учитываться при формировании общего рынка труда стран Содружества. Наибольший поток трудовых мигрантов идёт из Украины – 94 тыс. человек, Беларуси – 11 тыс., Грузии и Молдовы – по 7 тыс. человек ежегодно.

Такое значительное количество беженцев и вынужденных переселенцев увеличивает напряжение на рынке труда, особенно если учесть их концентрацию в отдельных регионах России, требует больших затрат на строительство жилья и объектов социальной сферы[3].

Миграционные процессы в государствах СНГ представляют одну из самых сложных социально-демографических проблем. Поэтому страны Содружества проводят работу по заключению дву- и многосторонних соглашений направленных на регулирование миграционных процессов.

Наблюдается заметное снижение численности студентов, прибывающих на учёбу из одних стран СНГ в другие. Так, если в 1994 году в ВУЗах России обучалось 58700 студентов из ближнего зарубежья, то в 1996 году – лишь 32500.

Страницы: 1 2 3

 Великий Новгород в период феодальной раздробленности
Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения - вотчин - в условиях господства натурального хозяйства неизбежн ...

 Особенности охраны памятников истории ранних отечественных земледельческо-скотоводческих цивилизаций
Археологические памятники бронзового века обнаружены почти на всей территории Евразии. К 1-й половине 3-го тыс. до н. э. относятся памятники бронзового века на Кавказе, в Северном Причерноморье и др. В конце 3-го -1-й четверти 2-го тыс. до н. э. технологию в ...

 Жизнь после войны (1945-1953): ожидания и реалии, политика центра; новая волна репрессий с 1948 г.
Трудности возвращения к мирной жизни усложнялись не только наличием огромных людских и материальных потерь, которые принесла война нашей стране, но и нелегкими задачами восстановления экономики. Ведь было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, ун ...