Первые гербы на Руси

Что же известно об истории российского герба? В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они и скудны и нечетки.

В древней Руси как такого гербового изображения не было. У славян Поднепровья живших в VI-VIII веках нашей эры существовали затейливые орнаменты, знаменовавшую ту или иную территорию.

Древнейшими эмблемами считаются так называемые знаки Рюриковичей. У Святослава это двузубец, у его потомков трезубец и позже – атакующий сокол. Что эти знаки собой символизировали, доподлинно неизвестно. Однако большинство историков сходится во мнении, что это христограммы (т.е. символы, относящиеся к христианской вере).

Некоторые князья симпатизировали какому-то одному типу знаков и использовали их чаще, чем какие-либо иные. Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, первый государь Руси, относительно часто пользовался фигурой всадника. При раскопках в Новгороде были найдены монеты, относящиеся к 1212 - 1216 годам. Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны "мечник" (всадник с мечом в руке), "сокольник" (всадник с соколом на руке), "копейщик" (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения[7]. В последствии этот знак появляется на лицевой стороне монеты (копейки). На другой стороне обычно изображали какой-либо символ, связанный с князем, например, изображение его покровителя (см. Приложение 1)

Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. На монетах и печатях ездец, обыкновенно, сопровождался надписью, сообщавшей титул и имя князя. Титульная надпись и ездец воспринимались в комплексе: ездец – как изображение князя, а титульная надпись – как подпись при изображении, поясняющая кто именно изображен на данной монете или печати.

Своеобразие российской знаковой культуры заключается в следующем:

1. знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения,

2. знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами.

Это объясняется тем, что Россия до конца XIV века не была единым целым, были лишь отдельные княжества, изредка объединяющиеся (в основном для отражения врага). Под символикой же понимается целый комплекс явлений и предметов, которые олицетворяли в себе какой-либо зримый образ, выражающий представления людей о том, что должно являть собой государственные начала.

Художественная культура
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, в ...

Государство и право Руси в период феодальной раздробленности
Первыми десятилетиями XII в. закончился раннефеодальный период истории Киевской Руси, началась эпоха феодальной раздробленности. Русские летописцы, отражающие позиции религиозной теории истории, обозначили причины распада государства как «наказание за грехи ...

Сенат
В своей работе Клочков рассматривает взгляды в историографии по поводу деятельности Сената в павловскую эпоху. И господствующей на тот момент точкой зрения на этот счёт была точка зрения барона Нольде и других о том, что с одной стороны, Сенат при Павле ниче ...