Введение
Страница 2

Как изучить, понять со всей объективностью реформаторский курс сегодняшнего руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.

История представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого. Быть может это замкнутый круг? Но хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-таки возможно.

Аграрная реформа 1861 г. в России получила освещение в исторической науке. В научной разработке этой проблемы, можно выделить три главных этапа: первый (дореволюционный) – с 1861 по 1917 гг., второй (советский) – с 1917 по 1991 гг.; третий – постсоветский, современный этап.

Уже на первом этапе были опубликованы не только многие важные документы по аграрной реформе 1861 г[1]., но и первые обобщающие работы.[2] Современники называли эту реформу в прямом смысле слова великой. Многие из дореволюционных историков (Иванюков И.И., Ключевский В.О., Корнилов А.А. и др.) рассматривали реформу 1861 г. с идеологических позиций, как результат гуманно-прогрессивных идей, не раскрывая тех социально-экономических процессов, которые ее вызвали. Основное внимание они обращали на освещение хода подготовки этой реформы, ее значения в правом отношении, меньшее – в экономическом плане. Аграрная реформа 1861 г. нашла отражение на том этапе разработки и в трудах В.И. Ленина[3], который в отличие от современников называл ее «великой реформой» лишь относительно, употребляя эти слова в кавычках. Он одним из первых дал довольно обстоятельный анализ обстановки в стране накануне и после отмены крепостного права, показал сущность и двойственный характер аграрной реформы 1861 г. как буржуазной и крепостнической, процесс развития капитализма и назревание народной революции.

Ленинская оценка этой реформы наложила отпечаток на всю последующую советскую литературу. Советская историческая наука многое сделала для исследования данной проблемы и ее важнейших аспектов. На этом этапе продолжалась публикация законодательных актов аграрной реформы 1861 г.[4], были изданы не только многочисленные статьи, но и научные брошюры, монографии[5].

Наибольшее внимание историки уделяли изучению классовой борьбы в период подготовки и проведения крестьянской реформы, ее показу с одной стороны как буржуазной, с другой – как крепостнической. Вместе с тем, на современный взгляд, имело место определенная недооценка этой реформы и ее экономических результатов. Реформа безапелляционно рассматривалась лишь под углом зрения обострения классовой борьбы в пореформенный период, неизбежности буржуазно – демократической революции в России (исходя из ленинского тезиса «1861 год породил 1905»[6]) и победы Великой Октябрьской Социалистической революции.

Известно, как верно заметил профессор М.Д. Карпачев, и в зарубежной историографии «прочно утвердилось мнение о том, что реформы 1860-1870-х годов, привели, в конечном счете, к созданию социально-экономической ситуации в России, на почве которой разразилась величайшая революция в истории человечества»[7].

На современном этапе разработки вышли в свет труды, в которых подготовка, сущность аграрной реформы 1861 г[8]. и ее результаты стали освещаться более глубоко, объективнее и всестороннее. Историки показывают, что миллионы крестьян получили после отмены крепостного права личную свободу и общегражданские права. Это было великим благом, шагом вперед по пути демократизации российского общества. Но эта свобода была ограниченной. Сохранялась община, круговая порука. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушно подать, несло рекрутскую повинность, могло быть подвергнуто телесному наказанию. Важное значение в хозяйственно-экономическом плане имело получение крестьянами земельных наделов (хотя и за выкуп, и через общину, и с «отрезками»). Но реформа, будучи результатом компромисса, не решила аграрный вопрос по-буржуазному до конца, что тормозило развитие в стране массового фермерства, рост сельскохозяйственного производства. В то же время до сих пор имеет место и явно ошибочная, лишь отрицательная оценка аграрной реформы 1861 г. и ее результатов. Так, например, профессор В.С. Дякин оценивает реформу как «сорок потерянных лет»[9]. Автор считает, что эта реформа ничего не дала. Сорок лет после «великой реформы» были потеряны для естественного и мирного выхода из общины. Ее насильственная консервация не оградила страну от «язвы пролетариатства». А вот формирование массового слоя крестьян-собственников, заинтересованных в законности и порядке, было задержано. В.С. Дякин утверждает, что лишь Столыпинская аграрная реформа довершила то, что нужно было сделать еще в 1861 году, но она – слишком запоздалая реформа[10]. С такой точкой зрения согласиться нельзя.

Страницы: 1 2 3

Китай в мировой политике: ресурсы, цели, перспективы
Современный Китай - это динамично развивающееся государство, мощный политический центр. Сегодня он занимает шестую строчку в списке крупнейших экономик планеты и четвертую - по объему внешней торговли. Понимая, что к середине XXI в. Китайская Народная Респуб ...

Русско-турецкая война и освобождение Болгарии.
В середине 70-х гг. XIX в. обострился Восточный кризис, вызванный восстанием в Боснии и Герцеговине, апрельским восстанием в Болгарии. Наконец 2 июля 1876 г. Сербия и Черногория объявили войну Турции, которая закончилась поражением сербов, и только ультимату ...

Реформы в области народного образования и печати
14 июля 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах". Оно предоставляло право открывать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о материа ...