Миланский эдикт 313 года. Провозглашение христианства государственной религией Римской Империи

Материалы » Политическое значение провозглашения христианства государственной религией Грузии » Миланский эдикт 313 года. Провозглашение христианства государственной религией Римской Империи

IV век сыграл огромную роль для христианской религии, античного мира и последующего развития европейской цивилизации. Эта роль в значительной степени определялась процессом христианизации Римской империи, который составлял, пожалуй, главное содержание этой эпохи с точки зрения перспектив исторического развития и влияния на будущий облик Европы. В IV в. - в период от Константина до Феодосия происходит процесс "обращения" Римской империи в христианство и "обращения" христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений стало то, что к V веку Римская империя стала христианской империей, явив собой модель государства, типичного для последующих веков. Но Римская империя стала христианской не только в силу этого, а еще и потому, что с конца IV в. христианство начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества и становится важнейшим историческим фактором. Одним из самых важных шагов к христианизации Рима было подписание Миланского эдикта.

Миланский эдикт - знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 312-313 гг.

Эдикт состоит из вступления и двух частей. В первой части эдикта объясняются причины гонения христиан. В качестве главной причины приводится необходимость следовать древним законам, обычаям предков и общественной дисциплине. Христиане же отвергли религию предков, создали свои законы и устраивали свои собрания.

Во второй части эдикта утверждается, что большинство христиан осталось верным своим убеждениям и что положение, когда люди не почитают языческих богов и лишены возможности почитать бога христианского, заставило императоров объявить следующее:

1) всем христианам давалось прощение, то есть, по сути прекращались гонения; 2) христиане признавались государственной властью, хотя это еще не означало полной легализации их статуса, так как церковь не признавалась еще юридическим лицом; 3) христианам разрешалось строить здания для своих собраний, и, следовательно, им было позволено свободно отправлять культ, но так, чтобы они не делали ничего, противоречащего «дисциплине»

Итак, Миланский эдикт явился важнейшим этапом религиозной политики первого христианского императора. Программным содержанием этого документа во многом обуславливалась, в понимании историков, дальнейшая религиозная политика Константина Великого.

Главную роль в признании Константином христианства сыграли политические соображения. Правда, в начале IV в. христианство исповедовало не более одной десятой части населения империи, однако христиане успели уже создать исключительно крепкую организацию, умевшую влиять на массы. Миланский эдикт привлёк на сторону Константина христиан Востока во время его борьбы с другими претендентами на власть. Константину тем легче было пойти на союз с церковью, что на Западе христианство распространилось позже, чем на Востоке, и преимущественно среди аристократии, ставленником которой был Константин.

 Значение экономических факторов для процесса перемещений народов Европы (конец Средневековья – Новое время)
В настоящее время не подлежит сомнению важное для истории разных сторон жизни значение развития торговых сношений между отдельными странами и открытия новых для них путей. Многие важные перемены экономического характера в истории отдельных стран и народов и ...

Политика контрреформ Александра III
С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового правительственного курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства. Император и его ближайшее окружение избрали тактику пост ...

Организация в 1922 году прокуратуры
Октябрьская революция 1917 года вообще ликвидировала прокуратуру. Около пяти лет в стране не было прокуроров. В 1922 году прокуратура была восстановлена, и прокуроры, кроме поддержания обвинения перед судом, стали вновь надзирать за законностью актов (действ ...