Природа сепаратистских тенденций в странах Северной Африки и Ближнего Востока
Страница 3

Материалы » Природа сепаратистских тенденций в странах Северной Африки и Ближнего Востока

Продолжительность активных действий отдельных сепаратистских движений в арабских и африканских странах – более трех десятилетий – также указывает на степень укоренения сепаратистских настроений, масштабы препятствий, которые необходимо преодолеть на пути примирения противоборствующих сил. Негативные плоды сепаратизма – распад отдельных африканских государств, таких как Мали (отделение Сенегала), Эфиопии (отделение Эритреи), Сомали (образование Сомалиленда и других мини-«государств») – подтверждают, что ряд иных государственных образований носил искусственный характер. Надо признать, что попытки военного решения проблемы в рамках сохранения единого государства со стороны центральных правительств были, как правило, неэффективными. Собственно, об этом свидетельствует не только пример отдельных стран Ближнего Востока, Азии, Африки, но и Европы, Северной Америки.

Сказанное выше в особенности следует подчеркнуть, т.к. иллюзии относительно возможностей военным путем решить проблему борьбы с сепаратизмом довольно широко распространены. Самое большее, что удавалось добиться с помощью методов силового давления на сепаратистов – это оттянуть неизбежное политическое решение, несколько ограничить, и то временно, зону влияния сепаратистов, установить контроль над ограниченной территорией, имеющей определенное хозяйственное или политическое значение для центральных властей.

При этом, однако, и путь политических переговоров отнюдь не ведет автоматически к скорому решению проблемы сепаратизма. Показателен пример того же юга Судана: длительные переговоры при участии международных посредников пока приносили лишь ограниченные результаты – временные прекращения боевых действий между формированиями повстанцев и войсками центрального правительства – и, в принципе, не привели к окончательному урегулированию проблемы.

Оптимальный путь урегулирования, как показывает практика, – хорошо дозированное сочетание различных форм решения проблемы с тщательным учетом меняющейся ситуации при упоре на широкую палитру способов ведения переговорного процесса.

Важную роль может сыграть более широкое подключение к переговорам неформальных общественных организаций, видных представителей различных этноконфессиональных групп, оппозиционных партий, в особенности церкви и представителей умеренного, как правило, наиболее массового течения в исламе, занимающих конструктивную позицию в интересах прекращения насилия, хаоса и деградации общества.

Решающим фактором в ликвидации вооруженного противостояния и решении проблемы сепаратизма могло бы стать четко артикулированное общественное мнение. Однако в обществах, где слабы, ограничены или отсутствуют институты и традиции политической демократии, независимые СМИ, вряд ли такое возможно или достижимо в ближайшей перспективе (собственно, это и является одной из основных причин живучести, проявлений сепаратизма).

Мировой опыт свидетельствует о том, что общими необходимыми предпосылками достижения решающего прогресса на пути урегулирования конфликта являются организация прямых переговоров между центральными властями и сепаратистами и, что не менее важно, признание всеми участниками переговорного процесса того, что вооруженное противостояние не решает проблемы, лишь ведет к новым жертвам и тяжелым материальным потерям, а политическому переговорному процессу нет разумной альтернативы. Такие переговоры готовят почву, формируют атмосферу для принятия каждой из противоборствующих сторон таких компромиссных решений, которые максимально учитывают интересы каждой из сторон во всей их палитре.

Следует отметить, что в свете вышесказанного в Судане при всей сложности и неоднозначности происходящего в последнее десятилетие достигнут несомненный прогресс. Стороны не только признали отдельные основополагающие моменты (необходимость достижения политического решения, оценка позитивной роли международных посредников, необходимость приостановить вооруженное противостояние и т.д.), но и опробовали конкретные механизмы постепенного продвижения по пути переговорного процесса. Похоже также, что власти в Алжире и Марокко в последние годы проявляют признаки стремления лучше понять ситуацию вокруг берберской проблемы и выработать взаимоприемлемые и конструктивные механизмы сотрудничества и ее разрешения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Болгарские земли в ХVII в. и кризис османского господства.
К концу ХVI в. феодальная Турция достигла наивысшего расцвета своей политической мощи. В состав ее владений к этому времени входили: весь Балканский полуостров, Молдавия, Валахия, Трансильвания, вся южная часть Венгрии до Пешта и др. Турецкий флот был самым ...

Политика контрреформ Александра III
С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового правительственного курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства. Император и его ближайшее окружение избрали тактику пост ...

Реформы в области народного образования и печати
14 июля 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах". Оно предоставляло право открывать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о материа ...