Заключение
Страница 1

60 – 80-е годы XVIII века – чрезвычайно важный период в истории русской общественно-политической мысли. Именно в эти годы формируется и завоевывает признание в передовых слоях русского общества идея служения народу, сознание общественного долга, идея справедливого общественного строя. Русские просветители этого периода в своих произведениях подвергают критике крепостное право и теорию просвещенного абсолютизма. В России складывается общественное мнение, свободное от идеологии, насаждавшейся самодержавием.

Русское просвещение 60 – 80-х годов XVIII века – это четко определившееся идейное течение. В основном и главном общественно-политические взгляды просветителей совпадали. Одним из признанных лидеров Московского просветительского кружка, сложившегося в конце 60-х годов, был С. Е. Десницкий, что определяет в первую очередь его место в истории русской политической мысли.

Десницкий в своих произведениях рассматривал различные вопросы в сфере юриспруденции, нравственности и идеологии. В числе прочих были затронуты вопросы происхождения семьи, государства, частной собственности и права. Во взглядах по этим вопросам русский просветитель нередко частично придерживается взглядов шотландских мыслителей. Но в некоторых моментах их мнения диаметрально противоположны.

Также в некоторых работах С. Е, Десницкий излагает свои взгляды на существующие общественно-правовые порядки в российском государстве. Разбирая с нравственной точки зрения существующие порядки, просветитель сделал нравственность острейшим орудием критики явлений феодального строя.

Он подробно разбирает правовые порядки Российской империи, отмечает их недостатки.

Кроме того, Десницкий сформулировал ряд общих методологических положений, остановился на задачах юридических исследований, привел образцы научной разработки конкретных юридических вопросов.

В произведениях Десницкого мы встречаем ряд положений, которые затрагивают вопросы политики.

Помимо общей критики общественно-политического строя России, Десницкий в своей работе «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» смог сформулировать вполне внятную социально-политическую программу преобразований в бюрократическом аппарате Российской империи.

В своем произведении русский просветитель критикует политику просвещенного абсолютизма и сам этот строй как таковой. Он излагает свою теорию разделение власти между тремя ветвями – «законодательной, наказательной и судительной.»

Кроме того, в «Представлении…» содержится критика крепостного права и предложения по улучшению положения крепостных крестьян.

Десницкий резко отрицательно относился к крепостному праву, горячо сопереживал угнетенному народу. Просветитель считал крепостничество вредным не только для крестьян, но и для экономического положения России в целом, так как основой экономически процветающего государства он считал частную собственность крестьян на землю. Однако изучив его работы, можно согласиться с большинством историографов, что меры, предлагаемые Десницким для смягчения крепостного права непоследовательны. Эта точка зрения в крестьянском вопросе была характерна для тех представителей разночинной интеллигенции, которые отражали настроения поднимавшейся русской буржуазии. Хотя объективно, все они были противниками беззакония крепостнической системы.

Произведения Десницкого, его исследования в области происхождения права, государства, семьи, частной собственности, его программа социально-политических преобразований в Российской империи имели большое значения для дальнейшего развития социально-политической мысли в России.

Вместе с произведениями Радищева и его последователей произведения просветителей 60 – 80-х годов XVIII века оказали серьезное влияние на идеологию декабристов.

Специально следует отметить интерес, проявленный декабристами к наследию Десницкого. В 1819-1823 гг. Вольное общество любителей российской словесности, активными членами которого были Рылеев, братья Бестужевы и Кюхельбекер, предпринимает четырехтомное издание «Речей, произнесенных в торжественных собраниях Императорского Московского университета русскими профессорами оного». Примерно четверть этого издания занимают речи Десницкого.

Страницы: 1 2 3

Итоги
Подходя к порогу нового тысячелетия, оглядываясь назад, мы смогли увидеть, сколь мучительным, трудным, порой трагическим и кровавым для России был поиск своего специфического пути в новую цивилизацию. Страна оказалась в эпицентре двух мировых воин, понесла о ...

Цивилизационный подход в исторической науке.
На основе культурно-исторической концепции и теории цивилизации сложился цивилизационный подход в исторической науке. До 1917 года историческая наука в нашей стране развивалась свободно на основе всех трех концепций. После 1917 года, особенно с 1930-х когда ...

Биография Ксенофонта
То немногое, что нам известно о жизни Ксенофонта, приходится извлекать из книги Диогена Лаэртия "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", написанной в 3 в. н.э. Кое-какие указания можно найти в произведениях самого Ксенофонта. Философии ...