Власть, государство и частная собственность: понятие, происхождение, развитие.
Страница 4

Материалы » Развитие юридической и социологической науки во второй половине XVIII века. С.Е. Десницкий » Власть, государство и частная собственность: понятие, происхождение, развитие.

Данное обстоятельство не могло не отразиться на отношении идеологов английской буржуазии к договорной теории происхождения государства.

Кроме того, накопленный к тому времени фактический материал свидетельствовал об антиисторичности договорной теории. Именно это обстоятельство и обусловило, на наш взгляд, первоначальное принятие Десницким теории шотландских мыслителей.

Дальнейшее развитие его взглядов происходило на русской почве.

В России договорная теория была использована для морального обоснования существующего общественного строя, в том числе и крепостнических порядков. Отрицание договорной теории происхождения государства лишало эти порядки нравственной санкции. Именно такие мотивы теперь имел отказ Десницкого от договорной теории происхождения государства.

Свою теорию происхождения государства Десницкий изложил в 1781 году в «Юридическом рассуждении о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения…» Он приводит здесь примеры из жизни отсталых в своем развитии народов и приходит к выводу, что «…некоторые из них для удобного пропитания и для отражения всеобщих себе неприятелей, в общежительство сошлись, в котором соединенная нужда научила их хлебопашеству и так далее. После чего законы, права и правительства у них начали происходить»[14].

Возникновение «первоначальных правительств» не означает по Десницкому, образования государства. Эти правительства «примечаются столько слабыми и неустроенными, что в оных судом, кроме медиаторской или посредственнической, никакой другой почти силы, ни власти над частными людьми имеющиеся не доказываются»[15].

Таким образом, Десницкий, знакомый с фактами общественной организации народов, живших как в условиях первобытнообщинного строя, так и в условиях классового общества, обнаруживает известное понимание различия их институтов, в частности близок к разграничению общественной и публичной (государственной) власти.

Вознивновение государства Десницкий связывал с началом и происхождением собственности. Он утверждал, что всем первоначинающимся государствам свойственно «февдальное правление», возникновение которого связано с введением «собственности в земле». Собственность на земле породила «баронские и маркграфские чиноначальства» и само «февдальное правление». Появление этих первоначальствующих государств, по мысли русского просветителя, ни в какой мере не отвечало интересам народа.

Отмечая различия взглядов Десницкого на происхождение государства и взглядов сторонников договорной теории, не следует эти различия абсолютизировать. Десницкие не выводит образования государства из договора, однако он использует такой элемент договорной теории как антиисторическое утверждение о разобщенном существовании людей в далеком прошлом. В образовании общества он отводит известную роль наряду с насилием и договору.

Страницы: 1 2 3 4 

Проект Правительствующего и Судебного сенатов
Сперанский считал необходимым безотлагательно реформировать сенат. Он предлагал отделить правительственные функции от судебных и создать два сената, назвав первый Правительствующим, а второй Судебным. Проект реформы сената рассматривался сначала в комитете п ...

Тенденции и противоречия социально-экономической жизни в СССР во второй половине 1960 – начале 1980-х гг.
14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. По существу, его смещение отвечало глубоким интересам и потребностям общества. Однако сделано это было тайно от народа, без гласного ...

Князь и дружина в повести временных лет. Княжеская власть на Руси
Итак, разберем те особенности и функции княжеской власти в древнерусском государстве, которые дошли до нас с помощью Повести временных лет. Само существование княжеской власти подразумевает определенные институты и атрибуты общества, которые мы называем «го ...