Власть, государство и частная собственность: понятие, происхождение, развитие.
Страница 1

Материалы » Развитие юридической и социологической науки во второй половине XVIII века. С.Е. Десницкий » Власть, государство и частная собственность: понятие, происхождение, развитие.

Наиболее развитая социологическая концепция развития общества принадлежит С. Е. Десницкому. Учение же его о происхождении государства, права, семьи и частной собственности тесно связано с его социологическими воззрениями. Констатировав факт прогрессивного развития общества, он ставит вопрос о тех факторах, которые определяют ход этого развития. В своих попытках обнаружить данные факторы он имел предшественников и, по-видимому, опирался на труды некоторых из них. Десницкий прямо указывает на Смита, Юма, Робертсона. Совершенно бесспорно влияние Монтескье и Миллера.

Объясняя особенности развития общественных явлений, он широко использовал в своих работах «способ исторический». Изучая историю, Десницкий видит в ней основу понимания всех общественных институтов. В центре его внимания оказывается быт отсталых в своем развитии народов.

Десницкий решительно отвергает широко распространенную в XVIII веке аналогию развития общества с развитием живого организма, в соответствии с которой «род человеческий» проходит в своем развитии четыре этапа: отрочество, юность, мужество и престарелость. Десницкий признает, что были периоды упадка наук и искусств, но убежден, что отдельные попятные движения не могут изменить общей картины поступательного развития человеческого общества, что творческие возможности человечества во все времена остаются весьма значительными, и только отдельные временные обстоятельства в некоторые периоды истории мешают им развернуться с полной силой.

Изучая историю, Десницкий видит в ней основу понимания основных общественных институтов. Опираясь прежде всего на данные этнографии, С. Е. Десницкий пытается установить действительную картину происхождения и развития власти, государства, права, собственности, родительской власти над детьми и других институтов.

Учение о трех стадиях развития общества – охотничьей, пастушеской и земледельческой – было создано еще античными авторами. Эта теория находила себе сторонников и в более поздние эпохи, в частности ее придерживался выдающийся английский юрист XVIII века У. Блэкстон. А. Смит, Д. Миллер, У. Робертсон в Шотландии и А. Тюрго во Франции также восприняли эту теорию, но дополнили ее учением о четвертой стадии. Характер этих дополнений существенно отличен у каждого из этих авторов, еще более различно использование положений этой теории в ходе анализа конкретно-исторического материала.

А. Смит под четвертой ступенью развития общества разумеет общество с весьма высоким уровнем развития производительных сил. К земледельческой стадии Смит относил Древнюю Грецию, Рим, «европейские монархии, возникшие на развалинах Римской империи». У Тюрго четвертая стадия называется «просвещенные народы», однако он не делает какой-либо попытки четко определить, с какими именно явлениями в жизни общества связан переход к ней. Теория о четырех стадиях в трудах Робертсона боле развита, чем у Смита и Тюрго, однако и он не определяет достаточно четко границы четвертой, коммерческой стадии. Можно лишь предположить, что он, подобно Смиту, полагал, что античные общества относились к земледельческой стадии. Наиболее развитой теория четырех стадий развития общества выступает в трудах Дж. Миллара. Называя каждую стадию, он одновременно указывает, какие народы относятся к данной стадии развития. К охотникам и рыболовам он относит индейцев Америки, австралийцев, некоторых жителей южного побережья Африки. К скотоводческой стадии причисляет жителей «большей части Татарии», арабов и древних ирландцев. К земледельцам – некоторые племена Южного берега Африки, жителей Вест-Индии, городов и деревень Древней Греции и Древней Италии. К коммерческой стадии Миллар относит «все политические нации».[8]

Страницы: 1 2 3 4

Взаимоотношения князя и дружины
Итак, в Повести временных лет князь неизменно выступает на фоне дружины, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ним и удачи, и поражения. Повесть временных лет» дает достаточно информации для решения задачи этой части нашего изложения. Многие в ...

Просвещение
На грани XIX в. в России числилось 550 учеб­ных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее от­ставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных ш ...

Государственный Совет и Дума по основным за законам
Государственный Совет и Дума по Основным законам сохраняли право законодательной инициативы (по всем вопросам, кроме положений Основных законов), сохраняли право запроса; Дума имела право обсуждения и утверждения бюджета с существенными ограничениями, введен ...