Заключение
Страница 2

Несовершенство организации выборных органов, отсутствие четкой законодательной регламентации деятельности губных и земских учреждений, особенно в случае их параллельного функционирования на одной территории, а внутри выборного аппарата и имевшая место еще не устоявшаяся специализация должностных лиц, приводили к конкуренции новых институтов друг с другом в смежных сферах деятельности, к переплетению и дублированию функций выборных властей.

Организация и комплектование местного аппарата, объем полномочий должностных лиц в каждом из самоуправляющихся округов имели свои особенности, определявшиеся величиной управляемой территории и объемом дел, а также сложившейся в местном управлении специализацией и другими обстоятельствами.

Земское самоуправление не могло соперничать с самоуправлением дворянским, представленным губными учреждениями. Земские органы, не обладая необходимым аппаратом принуждения, не могли оперативно и достаточно жестко осуществлять политику центра, и в силу этого достаточно часто обращались за содействием к центральной власти. Втягивание же последней в область местных дел меняло характер земских учреждений и подрывало самостоятельность новых органов.

Губные учреждения, имеющие в своих руках необходимый карательный аппарат для реализации решений и связанные с широкими слоями местного дворянства, а также обеспеченные поддержкой крестьянского и посадского населения, обязанных грамотами содействовать губным властям, представляли собой достаточно крепкий и, по условиям того времени, достаточно действенный орган местного управления с ясно выраженным классовым лицом.

В подчинении земских учреждений центральным финансовым органам, расширении контрольных полномочий центральных ведомств в отношении местных учреждений проявлялось стремление царской власти поставить органы местного самоуправления под более жесткий контроль со стороны бюрократического центрального аппарата, роль которого резко возрастала.

В ходе реформ была создана новая система материального обеспечения служилого класса. Если ранее доходы кормленщиков поступали в распоряжение местных администраторов, то с организацией земских учреждений, введенный вместо наместничьих доходов единый государственный налог земство платило непосредственно в казну, доходы которой резко увеличились и появилась возможность провести реорганизацию военной службы и получить дополнительный источник финансирования дворянства.

Посредством участия в деятельности губных учреждений и решения, наряду с внутренними делами, и важнейших государственных вопросов, поднимающееся дворянство значительно укрепило свои позиции, получив право на создание своих сословно-дворянских органов управления в лице губных старост.

Значительные уступки в ходе реформирования местного суда и управления были сделаны и зажиточным слоям посадского и крестьянского населения, которые получили возможность самостоятельного управления и решения земских дел через выборные органы.

В компромиссном характере реформы, проявившемся в нацеленности ее на удовлетворение интересов боярства, дворянства и "лучших" посадских и волостных людей, с одной стороны, и в подчинении новых органов все возрастающему контролю со стороны центральных учреждений, с другой стороны, проявились свойственная процессу эволюции центрального и местного аппарата Русского государства взаимодействие и борьба выборного и приказного начал.

Страницы: 1 2 3

Повседневная жизнь
Из свидетельств, оставленных кроманьонцами и их потомками, ученые многое узнали об их повседневной жизни. Кроманьонцы сообща охотились, сажали растения, разводили коз и овец, строили жилища, хоронили умерших, по очереди присматривали за детьми. Яркие рисунки ...

Изменения в политической системе
В 1930-е годы серьезные изменения претерпела политическая система советского общества. Ядро этой системы - ВКП(б) все больше врастало в государственные структуры и интенсивно огосударствлялось. Сталинские репрессии выбили поколение старых большевиков из поли ...

Второй заговор Катилины, или движение катилинариев.
В 64 году Катилина вновь выставляет свою кандидатуру на пост консула и опять терпит поражение. На консульство 63 года имелось 7 кандидатур: в их числе Цицерон и Катилина. Кроме них кандидатами были Публий Сульпиций Гальба, Гай Антоний, Луций Кассий Лонгин, К ...