Философия права у М.М. Сперанского

Материалы » Философия права М.М. Сперанского » Философия права у М.М. Сперанского

Философия права у М.М. Сперанского распадалась на три части: абстрактное право, мораль, нравственность. Исходным пунктом права выступала свободная воля. Воплощение воли в вещах - сфера формального и абстрактного права, отношений собственности. По существу, речь идет об экономических общественных отношениях, зафиксированных в социальных институтах и юридических нормах. Первая заповедь по Сперанскому - будь юридическим лицом и уважай других в качестве таковых.

"Воля личности должника проявляется не только в чем-то внешнем, но и во внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Воля человека проявляется не в мыслях, а в делах и намереньях".

Сперанский подчеркивал деятельный характер намеренья: Оно приобретает значение, лишь воплотившись в поступок.

Политические идеалы Сперанского не являлись поводом для случайного изучения наследия отечественных и зарубежных мыслителей. Он интересовался основными вопросами государственной жизни, социально-политическими проблемами общества.

Общество в проектах Сперанского играет важную роль. "Дух народный, если не рождается, по крайней мере, сильно ускоряет действиями и податливыми началами правительства . В государствах, где существует мнение о предметах управления, суждения могут быть в видах своих весьма различны, но все они идут к одной целее, к общему добру". [4] Он заботился о том, чтобы привлечь к участию в делах государственных "народное мнение". По его проектам деятельность всех государственных органов должна совершаться публично: заседание Государственной Думы, Исполнительного Сената, судов.

"начертать план конституции…"

Рассматривая всемирную историю и, прежде всего европейскую, Сперанский пытал отыскать в ней закономерности, которые приводят к смене одного образа правления другим. Все развитие политической жизни Европы являло, по мнению Сперанского, "переход от феодального правления к республиканскому", и никакая сила не смогла противостоять этому неумолимому процессу. Сперанский пришел к выводу, что Россия не может стоять в стороне от экономического и политического преобразования Европы, что для нее нет иного пути развития. Он не сомневался в неизменности и своевременности реформ в России, в ограничении на первых порах самодержавия, в принятии конституции.

Система землепользования и обострение аграрного вопроса. Последствия столыпинских аграрных реформ.
Обострение аграрного вопроса в Казахстане в начале XX века достигло своего апогея. К этому привели прежняя переселенческая политика империи и последующие постановления, направленные на изъятие земель у местного населения. К аграрной реформе, проводимой на те ...

Политическая ситуация и приход к власти Сетоку - Тайси
Ко времени образования государства Ямато (древнее название Японии) в основном закончился процесс формирования японского этноса, который начался еще на рубеже Новой эры. В его становлении приняло участие несколько этнических компонентов: 1) айнский, 2) индоне ...

Вывод
Ксенофонт был не просто историческим писателем, но и весьма своеобразным и оригинальным мыслителем, сыгравшим видную роль в развитии античной политической мысли. Обладая особенным талантом публициста, он сумел высказать ряд актуальных идей, предвосхищавших п ...