Философия права у М.М. Сперанского

Материалы » Философия права М.М. Сперанского » Философия права у М.М. Сперанского

Философия права у М.М. Сперанского распадалась на три части: абстрактное право, мораль, нравственность. Исходным пунктом права выступала свободная воля. Воплощение воли в вещах - сфера формального и абстрактного права, отношений собственности. По существу, речь идет об экономических общественных отношениях, зафиксированных в социальных институтах и юридических нормах. Первая заповедь по Сперанскому - будь юридическим лицом и уважай других в качестве таковых.

"Воля личности должника проявляется не только в чем-то внешнем, но и во внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Воля человека проявляется не в мыслях, а в делах и намереньях".

Сперанский подчеркивал деятельный характер намеренья: Оно приобретает значение, лишь воплотившись в поступок.

Политические идеалы Сперанского не являлись поводом для случайного изучения наследия отечественных и зарубежных мыслителей. Он интересовался основными вопросами государственной жизни, социально-политическими проблемами общества.

Общество в проектах Сперанского играет важную роль. "Дух народный, если не рождается, по крайней мере, сильно ускоряет действиями и податливыми началами правительства . В государствах, где существует мнение о предметах управления, суждения могут быть в видах своих весьма различны, но все они идут к одной целее, к общему добру". [4] Он заботился о том, чтобы привлечь к участию в делах государственных "народное мнение". По его проектам деятельность всех государственных органов должна совершаться публично: заседание Государственной Думы, Исполнительного Сената, судов.

"начертать план конституции…"

Рассматривая всемирную историю и, прежде всего европейскую, Сперанский пытал отыскать в ней закономерности, которые приводят к смене одного образа правления другим. Все развитие политической жизни Европы являло, по мнению Сперанского, "переход от феодального правления к республиканскому", и никакая сила не смогла противостоять этому неумолимому процессу. Сперанский пришел к выводу, что Россия не может стоять в стороне от экономического и политического преобразования Европы, что для нее нет иного пути развития. Он не сомневался в неизменности и своевременности реформ в России, в ограничении на первых порах самодержавия, в принятии конституции.

Эволюция общественно-политической мысли стран Ближнего и Среднего Востока под воздействием современности
Место и роль Арабского Востока в меняющейся системе современных международных связей и отношений, в формирующемся новом миропорядке будут определять множество динамично трансформирующихся в последние десятилетия, но в особенности с 90-х годов XX века, и слож ...

Великое италийское восстание рабов 74-71 гг. до н.э. и падение сулланской олигархии
После смерти Суллы власть некоторое время находилась в руках его приверженцев, но им было все труднее ее удерживать. Большинство населения Рима и Италии относилось к Сулле и его окружению крайне неприязненно. В Риме режимом, установленным Суллой, были недово ...

Образование Северогерманского союза.
Война 1866г. стала решающим шагом к достижению нацио­нального единства. Вместо распущенного Германского союза под прусской гегемонией был создан новый Северогерманский союз, в '_ V который вошли 22 государства, расположенные к северу от Майна. Католические з ...