Философия права у М.М. Сперанского

Материалы » Философия права М.М. Сперанского » Философия права у М.М. Сперанского

Философия права у М.М. Сперанского распадалась на три части: абстрактное право, мораль, нравственность. Исходным пунктом права выступала свободная воля. Воплощение воли в вещах - сфера формального и абстрактного права, отношений собственности. По существу, речь идет об экономических общественных отношениях, зафиксированных в социальных институтах и юридических нормах. Первая заповедь по Сперанскому - будь юридическим лицом и уважай других в качестве таковых.

"Воля личности должника проявляется не только в чем-то внешнем, но и во внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Воля человека проявляется не в мыслях, а в делах и намереньях".

Сперанский подчеркивал деятельный характер намеренья: Оно приобретает значение, лишь воплотившись в поступок.

Политические идеалы Сперанского не являлись поводом для случайного изучения наследия отечественных и зарубежных мыслителей. Он интересовался основными вопросами государственной жизни, социально-политическими проблемами общества.

Общество в проектах Сперанского играет важную роль. "Дух народный, если не рождается, по крайней мере, сильно ускоряет действиями и податливыми началами правительства . В государствах, где существует мнение о предметах управления, суждения могут быть в видах своих весьма различны, но все они идут к одной целее, к общему добру". [4] Он заботился о том, чтобы привлечь к участию в делах государственных "народное мнение". По его проектам деятельность всех государственных органов должна совершаться публично: заседание Государственной Думы, Исполнительного Сената, судов.

"начертать план конституции…"

Рассматривая всемирную историю и, прежде всего европейскую, Сперанский пытал отыскать в ней закономерности, которые приводят к смене одного образа правления другим. Все развитие политической жизни Европы являло, по мнению Сперанского, "переход от феодального правления к республиканскому", и никакая сила не смогла противостоять этому неумолимому процессу. Сперанский пришел к выводу, что Россия не может стоять в стороне от экономического и политического преобразования Европы, что для нее нет иного пути развития. Он не сомневался в неизменности и своевременности реформ в России, в ограничении на первых порах самодержавия, в принятии конституции.

Причины, предпосылки, размах крестьянского движения в 1920 – 1921 гг. в Саратовской и Тамбовской губерниях и военная организация повстанцев.1.1. Положение и борьба за свои права  крестьянства Сарато
Саратовская и Тамбовская губернии являлись аграрными, чисто крестьянскими губерниями. В Тамбовской губернии в начале XX века около 92% населения составляли крестьяне. В конце XIX века население Саратовской губернии составляло 1,6-1,8 млн. человек[12], но то ...

Два пут в борьбе за объединение. Кавур и Мадэини.
С конца 50-х годов XIX ст. в Италии вновь активизируется движе­ние за национальную независимость и объединение страны. В это время в нем еще яснее определились два течения - революционно-демократическое и умеренно-либеральное. Революционные демокра­ты, опира ...

Пленум ЦК КПСС. Март 1965 г.
Новую попытку изменить ситуацию в сельском хозяйстве на лучше было предпринято в марте 1965 г. В советской историографии неоднократно подчеркивали радикальность и историческое значение решений, принятых на мартовском Пленуме ЦК КПСС. Решением Пленума, в боль ...