Педагогическая деятельность.
Страница 2

Хаптагаева указывает, что в своих школах декабристы пользовались таблицами, прописями, устным рассказом учителя, катехизической беседой, которые помогали "воспитывать дух свободомыслия", отстаивать независимость человеческой личности, развивать чувства подлинного патриотизма и любви к своему отечеству.

Д. И. Завалишин одним из первых на практике соединил общеобразовательное обучение с производственным, что явилось для того времени достижением педагогической мысли. Но Дмитрий Иринархович мечтал о более широком распространении образования среди народа. В начале 50-х годов, воспользовавшись своим возросшим влиянием на управление краем, он добился открытия казачьей и крестьянской школ в Чите и в нескольких деревнях Читинского округа. В 1860 году общественностью Читы был уже поставлен вопрос об открытии гимназии на средства, собранные у населения края путем добровольных пожертвований.

Несомненно, педагогическая деятельность Завалишина имела свое значение, несмотря на то, что его школу окончило небольшое количество учеников: оно сказывалось на общем стремлении местных жителей к знаниям, культуре, расширению кругозора, росте духовных потребностей. Позднее, с преобразованием Читы в областной город, был открыт клуб "Общественное собрание", при котором Дмитрий Иринархович устроил библиотеку, получавшую все периодические издания.

Декабристы-учителя смело шли по пути создания новых учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Они широко применяли принцип воспитующего обучения, опираясь при этом на сознательность и активность мышления. Материал излагали на уровне науки своего времени. В их педагогической деятельности прослеживается также принцип прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.

В тех неблагоприятных условиях, в которых находилась Сибирь, Якушкин хотел дать пример возможного подъема культурного уровня народных масс.

Очень характерно, что в школе Якушкина кроме общеобразовательных предметов преподавалась механика, на изучение которой отводилось сравнительно большое количество времени - 101 урок.

Якушкин, человек глубоко убежденный в правоте дела декабристов и оставшийся до последних дней своей жизни верным идеалам молодости, говорил не о личном мещанском счастье для своих детей. Он мечтал о счастье детей всего русского народа, которое может придти только с уничтожением крепостного права и самодержавия.

За 14 лет существования мужского училища (1842-1856) в него было принято 594 мальчика и окончили курс 531 человек. В женское же училище за 1846-1856 годы принято 240 девочек, окончили курс 192. Таким образом, за время деятельности II.Д. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, причем отдельные из них при помощи, товарищей Якушкина - декабристов, были определены в средние учебные заведения - Тобольскую и Иркутскую гимназии и др., и часто содержались на средства декабристов.

Самоотверженно трудясь в своих училищах, Якушкин стремился сделать их образцовыми, на примере которых учились бы не только люди, работающие на поприще сибирского образования, но и все те, кто захотел бы последовать его примеру своим бескорыстным трудом принести пользу народу и целому сибирскому краю.

Страницы: 1 2 3 4 5

Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья.
Другое большое войско, возглавляемое Батыем, а также ханом Орду, Берке, Бури и Кульманом воевало на правобережье Средней р. Волги в землях буратов, Аржанов и мордвы. Таким образом, народы Нижнего и Среднего Поволжья оказали упорное сопротивление татаро-мо ...

«Перестройка» и крах социалистического строительства
В марте 1985 г. начался новый этап в истории СССР, получивший название «перестройка», который коснулся и аграрного сектора, но только в части управления сельским хозяйством. В ноябре 1985 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейш ...

Галлия. История территории.
Одна из самых крупных и населенных провинций Рима - Галлия – была присоединена к метрополии после непродолжительной, хотя и очень ожесточенной борьбы. Присоединение это связано с именем Гая Юлия Цезаря, который меньше чем за десятилетие завоевал территорию ...