Общественные движения в России в начале XX века
Страница 1

Материалы » История развития России конца XIX - начала ХХ вв. »  Общественные движения в России в начале XX века

Характер общественного движения в России накануне революции 1905—1907 гг. определялся оппозиционными власти и политическому порядку настроениями. Различия состояли в степени оппозиционности, в глубине программы преобразований, в способах их проведения. Выделяют два основных течения: либеральное и революционное (радикальное). Монархические, правительственные силы, чрезвычайно разнородные (от К.П. Победоносцева, отвергавшего даже мысль о реформах, до Д.Н. Святополк-Мирского, склонявшегося к ослаблению самодержавного принципа правления), полноценными участниками общественного движения не являлись. В этом состояла одна из особенностей социально-политической борьбы начала века.

Либералы к началу революции создать политические партии не смогли. Они объединялись вокруг «Союза земцев-конституционалистов» и «Союза освобождения» (конец 1903 — начало 1904 г., лидеры П.Б. Струве, П.Н. Милюков и др.). Радикально-революционные силы нелегальные политические партии имели: Партию социалистов-революционеров (1902 г., лидеры В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев и др.) и Российскую социал-демократическую рабочую партию (I съезд — 1898 г., II съезд — 1903 г., лидеры В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов и др.).

Главные пункты программы:

1. равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;

2. свобода совести, слова, печати, собраний, союзов;

3. неприкосновенность личности и жилищ;

4. свобода культурного самоопределения национальностей;

5. конституция с ответственным перед народными представителями министерством (парламентский строй);

6. всеобщее избирательное право по семичленной формуле;

7. местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права, распространяющееся на всю область местного самоуправления;

8. независимый суд;

9. реформа податей для облегчения беднейших классов населения;

10. бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских;

11. принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих «по справедливой оценке»;

12. право стачек;

13. законодательная охрана труда;

14. 8-часовой рабочий день, «где его введение возможно»;

15. всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.

16. культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции)

17. полная автономия Финляндии и Польши

Эсеры, ориентируясь на рост крестьянского недовольства, принимавшего в начале века формы поджогов, захватов помещичьих земель, неподчинения властям, требовали ликвидировать самодержавие, учредить демократическую республику, социализировать (передать в общественную собственность) всю землю, в том числе помещичью, распределить ее на уравнительных началах между крестьянами. Основным средством борьбы эсеры считали индивидуальный террор против представителей власти (убийства министров внутренних дел Д.С. Сипягина и В.К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, губернаторов Уфы и Харькова).

Программные цели:

1. однопалатное собрание народных представителей, избираемых на основании семичленной формулы всеобщего избирательного права;

2. полная свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек;

Страницы: 1 2

Имперская канцелярия
Одним из первых шагов Николая I как императора становится учреждение Корпуса жандармов и преобразование Особой канцелярии МВД в III отделение собственной Его императорского величества Канцелярии во главе с верным А.X. Бенкендорфом. Главная цель новых силовых ...

Государственный герб СССР
После образования Союза ССР в 1924 году был принят Государственный герб СССР. Историческая суть России как державы перешла именно к СССР, а не к РСФСР, которая играла подчиненную роль, поэтому именно герб СССР следует рассматривать как новый герб России. Ко ...

Российская государственность в контексте социальных циклов
«Исторические циклы». Насколько правомерно применение такого понятия? Сколь не велико было бы искушение его использования, тем не менее, в ходе дальнейших рассуждений, видимо, следует от него отказаться. Понятие «исторические циклы» представляется слишком о ...