Общественные движения в России в начале XX векаСтраница 1
Характер общественного движения в России накануне революции 1905—1907 гг. определялся оппозиционными власти и политическому порядку настроениями. Различия состояли в степени оппозиционности, в глубине программы преобразований, в способах их проведения. Выделяют два основных течения: либеральное и революционное (радикальное). Монархические, правительственные силы, чрезвычайно разнородные (от К.П. Победоносцева, отвергавшего даже мысль о реформах, до Д.Н. Святополк-Мирского, склонявшегося к ослаблению самодержавного принципа правления), полноценными участниками общественного движения не являлись. В этом состояла одна из особенностей социально-политической борьбы начала века.
Либералы к началу революции создать политические партии не смогли. Они объединялись вокруг «Союза земцев-конституционалистов» и «Союза освобождения» (конец 1903 — начало 1904 г., лидеры П.Б. Струве, П.Н. Милюков и др.). Радикально-революционные силы нелегальные политические партии имели: Партию социалистов-революционеров (1902 г., лидеры В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев и др.) и Российскую социал-демократическую рабочую партию (I съезд — 1898 г., II съезд — 1903 г., лидеры В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов и др.).
Главные пункты программы:
1. равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;
2. свобода совести, слова, печати, собраний, союзов;
3. неприкосновенность личности и жилищ;
4. свобода культурного самоопределения национальностей;
5. конституция с ответственным перед народными представителями министерством (парламентский строй);
6. всеобщее избирательное право по семичленной формуле;
7. местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права, распространяющееся на всю область местного самоуправления;
8. независимый суд;
9. реформа податей для облегчения беднейших классов населения;
10. бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских;
11. принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих «по справедливой оценке»;
12. право стачек;
13. законодательная охрана труда;
14. 8-часовой рабочий день, «где его введение возможно»;
15. всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.
16. культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции)
17. полная автономия Финляндии и Польши
Эсеры, ориентируясь на рост крестьянского недовольства, принимавшего в начале века формы поджогов, захватов помещичьих земель, неподчинения властям, требовали ликвидировать самодержавие, учредить демократическую республику, социализировать (передать в общественную собственность) всю землю, в том числе помещичью, распределить ее на уравнительных началах между крестьянами. Основным средством борьбы эсеры считали индивидуальный террор против представителей власти (убийства министров внутренних дел Д.С. Сипягина и В.К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, губернаторов Уфы и Харькова).
Программные цели:
1. однопалатное собрание народных представителей, избираемых на основании семичленной формулы всеобщего избирательного права;
2. полная свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек;
Иван Калита.
В 1327 году случилось единственное восстание русских людей против ордынского ига, над Русью нависла угроза появления новой карательной рати. Настал час Ивана Калиты. Не имея выбора, ему пришлось вести татарскую рать на оппозиционную тогда Москве Тверь, во изб ...
Русская культура серебряного века
Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе ...
«Партия прогресса» в середине XIX века
"Уже опыт первой четверти XIX столетия показал, - утверждает автор, - что европейские идеалы политической и гражданской свободы, вдохновлявшие тогда передовых деятелей, как в правительстве, так и вольно-служилой дворянской среде, оборачивались при попыт ...