Политика контрреформ Александра III

Материалы » История развития России конца XIX - начала ХХ вв. » Политика контрреформ Александра III

С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового правительственного курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства.

Император и его ближайшее окружение избрали тактику постепенной и последовательной ликвидации "чужеродных" для российского самодержавия установлений предыдущего царствования.

Первым детищем нового правительственного курса стал университетский устав 1884 г. Университетский устав фактически уничтожил автономию университетов. Ректор, деканы и профессора отныне назначались, при этом учитывались не ученые заслуги, а "религиозно-нравственное и патриотическое направление". Были резко ограничены права ученых коллегий, уничтожен университетский суд. Вся университетская жизнь ставилась под надзор попечителя учебного округа и министра. Вводилась система государственных экзаменов и оплата студентами права посещения лекций и практических занятий.

1886-1894 годы стали периодом детальной разработки как общего плана, так и конкретных проектов контрреформ и проведения их в жизнь.

Основная работа по созданию проектов контрреформ сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, а главным разработчиком стал правитель канцелярии министерства, бывший уездный предводитель дворянства А.Д. Пазухин. К осени 1886 г. был готов проект земской контрреформы. Важным шагом в ее осуществлении стало принятие 12 июля 1889 г. закона о земских участковых начальниках. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа потомственных дворян и должны были заменить институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Они утверждали и смещали должностных лиц крестьянской администрации, без суда налагали штрафы и подвергали крестьян аресту. Закон о земских начальниках увеличил правительственную опеку над крестьянами, подчинил их административной и судебной власти дворян.

Следующим шагом было принятие 12 июня 1890 г. "Положения о губернских и уездных земских учреждениях", установившего сословный принцип выборов в земства и усиливший правительственный контроль за их деятельностью. Вслед за земской контрреформой на повестку дня был поставлен вопрос о городском самоуправлении. "Городовое положение" 11 июня 1892 г. значительно ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления, усилило права администрации. Городской голова и члены городской управы объявлялись государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль администрации.

Социально-экономическое развитие Китая в 70-90-е гг. ХХ века. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, причины
Первая половина XX в. в мировом масштабе характеризовалась крупными социальными потрясениями, сменой режимов, революциями и войнами. По всем этим параметрам Китай относился к числу государств, на долю населения, которых выпало много страданий. Военные действ ...

М. В. Ломоносов и русская наука
Нет необходимости подробно рассказывать о жизни М. В. Ломоносова: со школьной скамьи каждый знает о том, как этот сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским акаде ...

Взаимодействие автохтонных и привнесенных
Изучение конкисты в Латинской Америке со всей очевидностью показывает, что ее общественно-исторические последствия оказались весьма многообразными, а дальнейшая эволюция получила разную направленность. Отчего это зависело? Раньше всего от принципиально разли ...