Реформы Константина. Административная реформа

Междоусобная борьба за власть между преемниками Диоклетиана. Победа Константина (306—337 гг.). В 305 г. Диоклетиан и Максимиан в торжественной обстановке отказались от власти и ушли в отставку. Августами были провозглашены бывшие цезари: Галерий — для восточной половины, Констанций Хлор — для западной половины Империи. Августы избрали себе заместителей — цезарей, как это было задумано в свое время Диоклетианом. Однако не прошло и года, как вся система тетрархии была нарушена провозглашением в разных местах Империи новых августов и цезарей, между которыми началась ожесточенная борьба за власть. "В этой борьбе постепенно выдвинулся на первое место сын Констанция Хлора от первого брака Константин. При Константине продолжалось развитие всей сложной политической и административной системы домината. К концу его правления организация домината, начатая Диоклетианом, была уже в значительной мере завершена и в дальнейшем функционировала без принципиальных изменений до самого падения Западной Римской империи. Ряд черт домината был унаследован Византией.

Хотя тетрархия императоров была упразднена, деление Империи на четыре части для удобства управления осталось. Но теперь эти части назывались префектурами. Ими управляли назначаемые императором высшие чиновники — префекты претория.

Должность префекта претория была превращена в гражданскую. Командование армией было изъято из рук префектов и передано военным магистрам, которых тоже было четыре: два начальника пехоты и два начальника конницы. Разделение военной и гражданской магистратур последовательно проводилось при доминате с целью ослабления самостоятельности местных властей, которые к тому же должны были взаимно контролировать друг друга и обо всем подозрительном доносить начальству. Сохранялось деление на диоцезы и провинции. Провинции состояли из нескольких небольших округов. Вся эта громоздкая административная система была основана на подчинении низших чиновников высшим по рангу и, наконец, префектам претория своей префектуры, за исключением военных магистров. Префекты претория и военные магистры подчинялись непосредственно императору, самодержцу, непогрешимому источнику законов. Они были также его советниками, членами его «священного дворца», состоявшего из родственников императора и группы вельмож, возглавлявших различные звенья бюрократического аппарата. Среди придворных гражданские и военные должности также были строго разделены. При священной особе доминуса находился высший совещательный совет — консисториум, который заменил существовавший раньше совет — консилиум. Этот совет назывался консисториумом потому, что его члены во время совещания стояли — они не имели права сидеть в присутствии императора. Всех членов консисториума назначал по своему усмотрению доминус. Только он один имел в этом совете решающий голос. Все высшие чины в государстве были разделены на шесть категорий. Самой низшей из них была категория мужей «выдающихся», пятую категорию составляли мужи «совершеннейшие», четвертую — «светлейшие», третью — «почтеннейшие», вторую — «сиятельные», наконец, первую — «благороднейшие». Выходцы из средних слоев большей частью выслуживались только до низшей, шестой категории, следующие же пять категорий были доступны только лицам сенаторского сословия, занимавшим высшие должности в имперской бюрократии. Все высшие управления назывались «священными», поскольку непосредственно зависели от «священного дворца» и доминуса. Например, управление сбором налогов с населения называлось «священной щедростью императора». Дворцовые должности, названия которых указывали на обслуживание личности императора, например начальник священного ложа, считались наивысшими в Империи. Роскошь и торжественность дворцового обихода, введенная Диоклетианом, еще более усилилась при Константине, который к драгоценной одежде доминуса добавил еще диадему. Доминус оставался прежде всего верховным военачальником. В этом отношении он продолжал зависеть от армии. В периоды конфликтов военная подоплека домината становилась более ясной, хотя власть доминуса кроме армии подкреплялась еще развитой и централизованной бюрократией, которая контролировала армию.

Начало развития капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX века. Начало развития капиталистических отношений в Казахстане
Быстрое развитие производительных сил в пореформенные годы и формирование всероссийского рынка повлияли на распространение капиталистических отношений в национальных регионах империи. В 30-50-х годах XIX века выявляются отдельные районы с богатыми природными ...

Судебная реформа
Судебные уставы предусматривали бессословность суда и его не зависимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжны ...

Переговорные процессы
В новой исторической ситуации переговоры в Чунцине о послевоенном устройстве Китая делаются эпицентром политической борьбы. Они продолжаются с августа 1945 по март 1947 г. Американская дипломатия (посол Хэрли, а затем специальный представитель президента США ...