Режим личной власти: от становления к краху. Формирование режима личной власти Сталина в СССР: истоки сталинизма
Страница 2

Материалы » От режима личной власти к коллективному руководству. (Изменения в системе политической власти после смерти И.В. Сталина в 50-е годы) »  Режим личной власти: от становления к краху. Формирование режима личной власти Сталина в СССР: истоки сталинизма

«Постепенно на волне оттепели и либерализации общественной жизни пробивала себе широкую дорогу правда о преступлениях Сталина».3

Впервые в открытой печати слова не о культе личности вообще, а о культе личности Сталина прозвучали в статье «Почему культ личности чужд духу марксизма-ленинизма?» в газете «Правда» за 28 марта 1956 г.

Между тем слухи о «секретном» докладе Н. Хрущева на ХХ съезде все больше распространялись на Западе. В Советском Союзе к тому времени (4-6 июня) практически все взрослое население уже было ознакомлено с содержанием доклада Хрущева на ХХ съезде партии.

Но официально допущенное «свободомыслие» не должно было выходить за рамки дозволенного, затрагивать устои существующего строя. Партийное руководство внимательно следить за этим.

Рост критической компании все больше беспокоил высшее партийное руководство.

Первым симптомом «отката» стала статья в газете «Правда» 5 апреля 1956 г. «Коммунистическая партия побеждала и побеждает верностью ленинизму», входившая в противоречие со многими положениями статьи от 28 марта «Почему культ личности чужд духу марксизма-ленинизма?»

19 декабря 1956 г. ЦК направляет в партийные органы секретное письмо «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских враждебных элементов» … диктатура пролетариата по отношению к антисоветским элементам должна быть беспощадной.

Как известно, после смерти Сталина наступило время, когда началось «оттаивание» от страха, несвободы, лжи и агрессивности. Потепление прежде всего происходило в духовной жизни, литературе, художественной культуре. Начался процесс пробуждения национального самосознания и общественной мысли. Появился новый общественный феномен – общественное мнение.

Глубинное содержание и весь ход оттепели прежде всего определялись борьбой двух тенденций – охранительной и обновительной. Отсюда – ее пульсация, противоречивость и непоследовательность.

Первый всплеск оттепели был связан со смертью Сталина и началом обновления. Второй – с ХХ съездом партии, «секретным докладом» Хрущева и последующей общественной и духовной либерализацией.

Уже вскоре после ХХ съезда акценты в официальной пропаганде все более заметно смещаются к поискам положительного в деятельности Сталина.

Во многом оттепель происходила на волне преодоления мифа о «великом и мудром Сталине» и критике культа личности. Но продолжая жить другой миф – о Ленине. После ХХ съезда, казалось, процесс обновления наступил.

Однако вскоре после ХХ съезда работа по очищению партии и общества от наслоений культа личности Сталина «захлебнулась», не была доведена до конца. ЦК КПСС принял «Постановление о преодолении культа личности и его последствий» (30 июня 1956 г.), в котором объявлялось что после смерти Сталина «…с исключительной настойчивостью и решительностью ликвидируются последствия культа личности и что даже этот процесс… - пройденный этап…» в жизни Советской страны…»3. Между тем некоторые проявления культа (в других условиях и иных формах) возродились как в 60-х, так и в 70-х – начале 80-х годов.

Отсюда ясно, как необходим глубокий анализ этого документа и изучение истоков сталинизма.

Дефиниция «культ личности Сталина» не охватывает всю сложность этого политического явления.

«Верно сказано: культа личности не было, а был культ безличности… Для Сталина была характерна эклектическая система взглядов и действий, противоречащих и марксизму, и ленинизму. Правильно было бы говорить не о культе личности, даже не о сталинизме, а о сталинщине».4

На деле это означало:

- отчуждение трудящихся от социалистической собственности;

- отделение правительства от народа, народа от правительства, узурпация власти государством, ее сверхцентрализация и в конечном итоге сосредоточение функций государства в руках одного человека;

- создание административно-командной власти, волюнтаризм в руководстве экономикой и политикой;

- ликвидация коллективного руководства в партии и плюрализма мнений, подмена их единоличными решениями;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Сословно-представительная монархия в Англии. Великая хартия вольностей 1215г.
В ряде стран возникновение сословно-представительных учреждений не было связано с какими-либо значительными политическими потрясениями. Королевская власть по собственной инициативе обращалась к сословному представительству. В Англии, где весьма рано укрепила ...

Политическое и социально-экономическое развитие Германских земель в XIV-XV вв. Ганзейский союз
В конце ХШ—начале Х1У вв. Германия, как и раньше, входила в состав Священной Римской империи, которая оставалась крупнейшим политическим образованием Европы, не имевшим, между тем, внутреннего единства. Централизованного государства на территории Германии к ...

Предпосылки введения христианства на Руси
Проблеме введения христианства на Руси, деятельности православного духовенства, влиянию нового вероучения на исторические судьбы славян посвящено немало научных работ. Среди них назовём работы Е.Е. Голубинского, А.Г. Кузьмина, А.В. Карташева, Н.М. Никольског ...