Екатерина II
Страница 1

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.

Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Поэтому необходимо рассмотреть не только сами реформы по модернизации жизни в эпоху правления Екатерины II, но и их последствия.

Глобальная екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов. А через это - и всего общества, согласно с представлениями того времени. Осуществить такую модернизацию Екатерина II решила путём собственной законодательной работы, важнейшими принципами которой были постепенность, последовательность, учёт общественных настроений и провозглашение основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха.

Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила.

Трудно перечислить все, что сделала Екатерина для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом…

Екатерина как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Здравоохранение тоже привлекало внимание императрицы. Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной.

Екатерина путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.

Забота Екатерины II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду: в больших городах  главные, в уездных  малые. Это было новое дело.

Императрица покровительствовала ученым и писателям. Сама она также писала (научную и художественную литературу).

Страницы: 1 2

Философия права у М.М. Сперанского
Философия права у М.М. Сперанского распадалась на три части: абстрактное право, мораль, нравственность. Исходным пунктом права выступала свободная воля. Воплощение воли в вещах - сфера формального и абстрактного права, отношений собственности. По существу, р ...

 Общественные движения 60-х–70-х годов
В конце 1861 г. в Петербурге сложилась общерусская революционная организация "Земля и воля". Она представляла собой своеобразную "федерацию" объединившихся различных конспиративных кружков и групп, возглавляемых Комитетом, но продолжавших ...

Управление и учебный процесс в средних женских училищах духовного ведомства
Управление женскими училищами духовного ведомства осуществлялось Священным Синодом, а на местах - епархиальными архиереями. Правления училищ для девиц духовного звания состояли из начальницы, благочинного, который назначался архиереем из протоиереев или свящ ...