Мартин Лютер
Страница 2

В 1520 г. в самом светском из своих произведений — -«К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» — Лютер предложил программу церковно-политических преобразований. Здесь впервые прозвучал его призыв к немецким сословиям, особенно к дворянству, возглавить антиримское движение и было обосновано учение о - «всеобщем священстве», оказавшее революционизирующее воздействие на общественную мысль XVI в. Лютер утверждал, что все миряне имеют такое же право на священство, каким прежде обладало только католическое духовенство. Он требовал четко разграничивать прерогативы двух властей — светской и духовной, как и сферы действия двух прав — светского, которому он придавал первостепенное значение в обеспечении порядка, необходимого для христианской жизни, и церковного. Лютер обосновывал необходимость секуляризации церковных имуществ и роспуска монашеских орденов; в монастырях он предлагал разместить общественные школы, приюты, госпитали. Стремясь к независимости страны от притязаний папского Рима, Лютер апеллировал к национальным чувствам немецкого народа.

В произведении «О вавилонском пленении церкви» он подверг сокрушительной критике учение о таинствах, признав на основе Священного писания из семи таинств только три (позже лишь два — крещение и причащение). Отныне компромисс между Лютером и Римом стал невозможным. Новая теология превратилась в знамя общественной оппозиции, ее главные выводы воспринимались массами, не вдававшимися в схоластические тонкости аргументации Лютера, как основание не только для церковных, но и для социально-политических преобразований.

В июне 1520 г. папа Лев X подписал буллу, угрожавшую Лютеру отлучением, если он не отречется от своих заблуждений. В ответ Лютер издал сочинение - «О свободе христианина», где подчеркивал, что в вопросах совести христианин не подчиняется никому, в области же внешней, «плотской» свободы гарантами порядка являются существующие власти. Здесь выявлялась бюргерская настроенность Лютера: он рассматривал существовавшую в Германии систему власти князей, обеспечивавшую господство феодальных порядков, как не подлежащую радикальным переменам.

В декабре 1520 г., после того как папская булла вошла в силу и началось сожжение книг Лютера, он ответил публичным символическим актом сожжения одного из экземпляров буллы, а также книги, содержавшей основы канонического права. Смелая позиция Лютера, продемонстрировавшая, что власть папы не безгранична, принесла ему огромную популярность в Германии. Он стал национальным героем. Множество типографий печатали произведения Лютера, сделав реформационные идеи достоянием широких масс. В апреле 1521 г. на рейхстаге в Вормсе новая попытка заставить Лютера отречься от своих взглядов в присутствии императора Карла V окончилась провалом. Здесь прозвучали знаменитые слова Лютера: «На этом стою и не могу иначе». По требованию императора на рейхстаге был принят Вормский эдикт, предписывавший преследовать на всей территории империи поборников новой ереси. На пути из Вормса по приказу курфюрста Фридриха Мудрого Лютер был похищен и помещен в безопасное место — замок Вартбург, где он завершил перевод Священного писания на немецкий язык — работу, сыгравшую огромную роль в развитии немецкой национальной культуры.

За время отсутствия Лютера в Виттенбергё произошли важные события. Город, ставший центром антиримского движения, был охвачен религиозными спорами. Группа монахов впервые демонстративно вышла из монастыря, чтобы вести обыкновенную трудовую жизнь мирян. Произошли Heкоторые изменения в церковной службе. Поддержанный бюргерством и студентами профессор Карлштадт проповедовал в декабре 1521 г. в светском одеянии и причащал верующих в нарушении католической ортодоксии «под обоими видами». Плата за богослужение поступала на социальные цели; в январе 1522 г. была создана общественная касса, которой распоряжались представители магистрата и общины. Преобразования в Виттенбергё стали началом практического осуществления церковно-реформаторских идей Лютера.

Лютер был возмущен «плотским» пониманием идей духовной свободы, за которую он ратовал. Опасаясь мятежных действий народа, он вернулся в Виттенберг и в марте 1522 г. выступил с проповедями против радикального истолкования реформационного учения. Лютер доказывал, что право осуществлять реформацию принадлежит только государям и магистратам, но не народу. Вскоре он издал «Верное предостережение всем христианам о том, как уберечься от мятежа и возмущения». Развивая идеи покорности княжеским и городским властям, он стал главным выразителем представлений умеренно-бюргерского лагеря Реформации.

Страницы: 1 2 

Технологический переворот последней трети XIX в. - вторая промышленная революции и ее социально-экономические последствия
Последствия промышленной революции в полной мере проявились только во второй половине XIX в. 50—60-е гг. XIX в. были периодом освоения достижений промышленной революции и подготовки условий для перехода стран Запада на качественно новый уровень развития. Ф. ...

Крестьянский вопрос в Уложенной комиссии
Резкая критика помещичьего произвола, протесты против захвата земель и закрепощения государственных крестьян, про­тив несправедливостей в судебных и административных учреж­дениях раздавались и на заседаниях Уложенной комиссии. Вы­ступления дворянских депутат ...

Анализ развития аграрного комплекса Донбасса в 1950 – 1958 гг.
Анализ развития сельского хозяйства в восточных областях Украины свидетельствует о том, что ситуация оставалась нестабильной. Она была обусловлена, прежде всего, тем, что аграрная политика государства была непоследовательна и противоречива. Власть не решала, ...