Значение экономических факторов для процесса перемещений народов Европы (конец Средневековья – Новое время)
Страница 1

Материалы » Экономический и политический аспекты истории Европы конца Средневековья и эпохи Нового времени »  Значение экономических факторов для процесса перемещений народов Европы (конец Средневековья – Новое время)

В настоящее время не подлежит сомнению важное для истории разных сторон жизни значение развития торговых сношений между отдельными странами и открытия новых для них путей. Многие важные перемены экономического характера в истории отдельных стран и народов и сопряженные с экономическими изменениями перемены культурные и политические часто находят свое объяснение в замене одних коммерческих путей другими.[1]

В древности громадное значение имело Средиземное море, и именно южные страны Европы, прилегающие к этому морю, были втянуты в тот торговый обмен, которым занимались на этом море сначала финикийцы, потом греки. Не даром здесь же образовалась и Римская империя.

В средние века к этому великому Средиземному морю на юге Европы, прибавились два меньших «средиземных» же моря на севере: Немецкое между берегами Британии, Священной Римской империи и Скандинавии и Балтийское между теми же Германией и Скандинавией, с одной стороны, и польскими, орденскими и русскими владениями, с другой.

Торговое значение сохранили не только те страны, которые лежали у Средиземного моря, но приобрели его также и те, которые примыкали к морям Немецкому и Балтийскому. Таков, например, был в Восточной Европе великий водный путь «из варяг в греки», из Балтийского моря по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильменю, Ловати, верхнему течению Западной Двины к Днепру и Черному морю до самого Царьграда. Известно, какую роль этот торговый путь сыграл в основании Русского государства.

Подобные же пути существовали и в Западной Европе, где аналогичную роль играли Сена и Рона, Рейн и Дунай. В Германии в средине века торговля обогатила целый ряд городов, лежавших по Рейну и по Дунаю и посредничавших между Севером и Югом. К этой же эпохе относится процветание на севере Ганзейского союза, на юге - развитие морского значения Венеции и Генуи, позволившего им играть видную роль и в политике. Так было во второй половине средних веков.

Открытие Америки и морского пути в Индию в конце 15 в. и завоевание турками Египта в начале 16 в., затруднившее торговые сношения Европы с Востоком, перевернули все прежние отношения. Старые моря утратили свое былое первенствующее значение, и при этом одни страны с перемещением путей выиграли, другие проиграли.

Первенство от Венеции, Генуи, ганзейских городов и городов по Роне, Рейну и верхнему Дунаю перешло к странам, имевшим свободный выход в Атлантический океан, сначала к Португалии и Испании, потом к Голландии и Англии, не говоря уже о важных внутренних изменениях, произведенных в Европе расширением торговых сношений.

Нации, которые в средние века играли более крупную политическую роль, должны были уступить место другим, значение которых, наоборот, раньше было второстепенным. Но особенно важно было то, что океанические пути, во-первых, сблизили Европу с такими странами, сношения с которыми раньше были крайне затруднительны, а во-вторых, открыли для колонизации и торговли европейских народов целые новые материки.

В первом отношении особенную важность имело открытие водного пути в Индию вокруг Африки. Открытие морского пути облегчило сношения с Индией западноевропейских народов, которые и стали в ней заводить в 16 в. свои фактории и колонии. В середине 16 в., в эпоху распадения образовавшейся здесь в 16 в. мусульманской империи Великих Моголов, Индия сделалась легкой добычей для завоевания, к которому стали одинаково стремиться и французы, и англичане. Победа, в конце концов, осталась на стороне англичан, и в 19 в. уже вся Индия вошла в состав Британской колониальной империи.

За Индией очередь пришла и для Китая, вообще стоявшего особенно далеко от главного всемирно-исторического процесса, потому что и с ним в 16 в. европейцы стали завязывать торговые сношения. Морской путь в Индию (и Китай) сделался одним из проводников европейского влияния в разных отношениях на Дальний Восток.

Страницы: 1 2 3

Пленум ЦК КПСС. Декабрь 1958 г.
Наконец, декабрьский (1958г.) Пленум ЦК КПСС принял постановление, обязавшее совхозы страны в течение двух-трех лет выкупить скот у рабочих и служащих, обеспечив их продуктами общественного животноводства. Одновременно совхозы должны были взять на себя забот ...

Пленум ЦК КПСС. Сентябрь 1953 года
Начало реформирования сельского хозяйства было положено на сентябрьском (1953г.) Пленуме ЦК КПСС, который определил меры по повышению эффективности сельскохозяйственного производства (Саржан А.А. Социально-экономические и политические процессы в Донбассе 194 ...

Обзор историографии
Как уже отмечалось выше, со времён Карамзина начал складываться чёрный миф о правлении Павла I. Продолжением развития этой концепции стала обширная монография Шильдера, в которой павловское правление характеризуется как бессмысленная ломка старых екатерининс ...