Народный депутат СССР
Страница 4

14 декабре 1989 г. А.Д.Сахаров последний раз выступил в Кремле на собрании Межрегиональной депутатской группы. Он сказал, что МДГ должна стать организованной политической оппозицией по отношению к правящей власти".[225] После этого выступления он дал интервью О.Сулейменову для фильма о Семи­палатинском полигоне. Андрей Дмитриевич высказался "против продолжения испытаний в Семипалатинске".[226]

Вечером того же дня А.Д.Сахаров внезапно скончал­ся. Эта весть всколыхнула всю страну, проникла в души и сердца миллионов людей. А.Д.Сахаров всю свою жизнь посвятил Человеку и Человечеству, он был и остается для всех нас нравственным ориентиром, непререкаемым авторитетом.

Академик Д.С. Лихачев справедливо говорил: "А.Д. Сахаров был не только выдающимся ученым, он ушел далеко вперед от подавляющего большинства современников в своих мыслях и планах об общественном устройстве нашей страны, взаимодействии и сотрудничестве всего человечества. Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человек, призывавший своих современников к нравственному обновлению. Сумев шагнуть далеко в будущее, А.Д.Сахаров делал все, чтобы приблизить его к нам. Он хотел, чтобы уже сейчас люди начали строить это будущее, основанное на высочайших гуманистических и нравственных принципах. Он мечтал о построении такого общества, где нет места ненависти и зло­бе, бедности и нищете, войне и страху, и как мог, отдавая все силы, боролся за свои великие идеи.

Он показал себя человеком мысли и действия, принадле­жащим национальной общности и вместе с тем находящимся в оппозиции к ней - ради новой общности, которая бы уже не обособлялась враждебно от всего мира во имя абсурдной идеологии, а творчески - деятельно входила в него".[227]

"Он оттуда, из того времени,

когда только отдельные люди решались в условиях несвобода, в условиях террора быть свободными людьми . Им это дорого обошлось . Но они выстоя­ли. И показали, что может сделать один человек, только один, если он решится стоять до конца".[228] "Мы всегда будем

помнить, что в трудное для нашего народа время - время торжества посредственности, конформизма и застоя - он дал нам эталон Человека, сочетающего абсолютную честность, высочайший интел­лект и полное бесстрашие. Это качества, обеспечивающие абсолютную духовную свободу".[229]

17 декабря 1989 года, когда Москва прощалась с А.Д. Сахаровым, дул сильный ветер, мокрый снег бил в лицо, но люди все шли и шли. Проходя у гроба многие шептали: "Прости нас!". А кто-то кричал: "Прости нас!". Вместе с заледенелыми гвоздиками люди оставляли у гроба простые тетрадные листы с одним только словом: "Прости!". Простить, но за что? За то, что молча смотрели, как на себя одного взвалил непосильную ношу. За то, что позволили, допустили насилие над ним, да и над собой тоже.

"Имя А.Д.Сахарова - это напоминание нам о больной нашей совести. Он всегда был с нами, со своим народом, но мы много лет - не были с ним. Он заступался за нас, а мы, его соотечест­венники, в огромном своем большинстве (за крайне редким исключением) не только не слышали его, но и не заступались за него, когда в заступничестве нуждался он. Он жертвовал своим интеллектом, здоровьем и свободой - за нашу свободу, за гуманные и справедливые условия нашего существования. Он достойно отстаивал наши права, права народа великой страны",[230] которая прошла в своем развитии множество трагических поворо­тов истории. "Много пророков на Руси звало к топору, к наси­лию, но вряд ли был в российской истории человек, с такой пронзительной силой призывавший к миру, к уважению человечес­кой личности и достоинства, к уважению прав любого народа большого и малого, А.Д.Сахаров показал, что в любой стране можно и должно быть честным и принципиальным человеком, бороться за свои убеждения . Имя А.Д.Сахарова стало для всех символом надежды .".[231]

Страницы: 1 2 3 4 5

 От коллегий к министерствам
Наиболее значительным изменениям в начале XIX века подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям нового столетия, не обеспечивал необходимую централизацию и персона ...

Разделение Церквей
К концу первого тысячелетия между Восточной Церковью и Западной происходят противостояния и в 1054 году произошло разделение Церкви на Восточную и Западную. За Восточной Церковью закрепилось название «Греческая», «Православная», а за Западной – «Латинская», ...

Родовые общины и племена. Поселения-стоянки первобытных людей
В период позднего каменного века совершенствование орудий труда и все хозяйственное развитие постепенно привели к глубоким положительным изменениям и в самом человеческом обществе. Людей объединял общий труд, они сообща оборонялись от нападений диких зверей. ...