Эволюция государственного и политического строя.Страница 2
Государство делилось на уезды, территориально близкие к бывшим
княжествам, а уезды —на волости. Во главе ставился наместник — в уезде, волостель — в волости. Должности эти давались, как правило, за прежнюю военную службу. Поэтому административные и судебные обязанности оказывались лишь обременительным довеском к получаемому наместническому «корму».
Отсутствие стабильных местных органов власти делало личную власть
князя наверху сильнее, чем на местах. Вопрос о судьбах централизации в XVI в. был уже решен, но место главы государства при бездетном Василии III оставалось источником династических смут.
Важным этапом в истории России был первый Земский собор,
созванный в Москве в феврале 1549 г. Он состоял из Боярской думы, Освященного собора, представителей различных слоев феодалов. Созыв Земского собора стал важным шагом в развитии России на пути сословно-представительной монархии. Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1575, 1576, 1580, 1584 гг., однако регулярно действующим органом в XVI в. они так и не стали.
Сословно-представительные учреждения на местах оказались более
жизнеспособными. К этим органам относились введенные губной (от слова «губа» — округ) реформой Елены Глинской должности губных старост, выбираемых дворянами в уездах, городовых приказчиков, выбираемых в городах. В черносошных волостях и городах избирались земские старосты из числа крестьян и посадских людей.
В жизни крестьян исключительную роль играла община, функции
которой на протяжении столетий расширялись, включая и регулирование землепользования, и использование различных угодий, разверстку и сбор налогов. Община в XVI в. имела свою, пусть очень ограниченную, юрисдикцию, управляясь с помощью разветвленной системы выборных должностей, и имела несколько уровней. Община часто противостояла феодалам и представителям государственной власти, отстаивая интересы своих членов (причем далеко не всегда безуспешно) с помощью обычного права, суда и челобитных.
В русском городе, возникшем как центр феодального властвования, но
со временем превратившемся в центр ремесла и торговли, очень большое значение имели низовые формы сословных организаций городских посадских людей. Деятельность выборных в общине и на посаде строго контролировалась рядовыми членами. Демократические традиции этих сословных организаций оказались очень жизнестойкими. Государство всегда было вынуждено считаться с этим сословным демократизмом, временами приспосабливаясь к нему, временами — используя его для своих целей или опираясь на него.
В русле централизации находится и новый Судебник, который был
принят в 1550г. Он базировался на Судебнике 1497 г., но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за «разбой», вводил статьи о наказании за взяточничество.
Ссылка в Горький
В январе 1980 г. А.Д. Сахаров дал интервью западным корреспондентам о вводе советских войск в Афганистан. Высказывая свое мнение по этому вопросу, Андрей Дмитриевич сказал, что "СССР должен вывести свои войска из Афганистана; это чрезвычайно важно для ...
Переговорные процессы
В новой исторической ситуации переговоры в Чунцине о послевоенном устройстве Китая делаются эпицентром политической борьбы. Они продолжаются с августа 1945 по март 1947 г. Американская дипломатия (посол Хэрли, а затем специальный представитель президента США ...
Большой
курултай
В том же году состоялся на берегах Сырдарьи созванный Монгольским Самодержцем большой курултай из вельмож и сановников империи. На этом торжественном и многолюдном собрании правящего отбора лучших "второго психологического типа" людей Чингис-хан во ...