Эволюция государственного и политического строя.
Страница 2

Государство делилось на уезды, территориально близкие к бывшим

княжествам, а уезды —на волости. Во главе ставился наместник — в уезде, волостель — в волости. Должности эти давались, как правило, за прежнюю военную службу. Поэтому административные и судебные обязанности оказывались лишь обременительным довеском к получаемому наместническому «корму».

Отсутствие стабильных местных органов власти делало личную власть

князя наверху сильнее, чем на местах. Вопрос о судьбах централизации в XVI в. был уже решен, но место главы государства при бездетном Василии III оставалось источником династических смут.

Важным этапом в истории России был первый Земский собор,

созванный в Москве в феврале 1549 г. Он состоял из Боярской думы, Освященного собора, представителей различных слоев феодалов. Созыв Земского собора стал важным шагом в развитии России на пути сословно-представительной монархии. Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1575, 1576, 1580, 1584 гг., однако регулярно действующим органом в XVI в. они так и не стали.

Сословно-представительные учреждения на местах оказались более

жизнеспособными. К этим органам относились введенные губной (от слова «губа» — округ) реформой Елены Глинской должности губных старост, выбираемых дворянами в уездах, городовых приказчиков, выбираемых в городах. В черносошных волостях и городах избирались земские старосты из числа крестьян и посадских людей.

В жизни крестьян исключительную роль играла община, функции

которой на протяжении столетий расширялись, включая и регулирование землепользования, и использование различных угодий, разверстку и сбор налогов. Община в XVI в. имела свою, пусть очень ограниченную, юрисдикцию, управляясь с помощью разветвленной системы выборных должностей, и имела несколько уровней. Община часто противостояла феодалам и представителям государственной власти, отстаивая интересы своих членов (причем далеко не всегда безуспешно) с помощью обычного права, суда и челобитных.

В русском городе, возникшем как центр феодального властвования, но

со временем превратившемся в центр ремесла и торговли, очень большое значение имели низовые формы сословных организаций городских посадских людей. Деятельность выборных в общине и на посаде строго контролировалась рядовыми членами. Демократические традиции этих сословных организаций оказались очень жизнестойкими. Государство всегда было вынуждено считаться с этим сословным демократизмом, временами приспосабливаясь к нему, временами — используя его для своих целей или опираясь на него.

В русле централизации находится и новый Судебник, который был

принят в 1550г. Он базировался на Судебнике 1497 г., но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за «разбой», вводил статьи о наказании за взяточничество.

Страницы: 1 2 

Департамент Полиции – новая спецслужба или смена названий?
Насколько же прав был Градовский, говоря лишь о смене названий, а не о полноценной реформе полицейских органов? Если речь идет только о смене названии, то получается что все чиновники (или большая их часть) III Отделения должны войти в состав новой спецслуж ...

Предистория древнего Рима.
Древний Рим – уникальное явление в истории человечества. Особый тип мировоззрения, принесенный на плечах железных легионов, дал толчок к развитию европейской цивилизации в романском контексте. Маленькое селение на заре истории выросло в столицу огромной им ...

Министерства
В 1802 г., с целью укрепить единоначалие, вместо коллегий, созданных Петром I, были учреждены министерства: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Но поскольку верховным распорядителем остался ...