Македонские земли в 1878 – 1914 гг.
Страница 1

Материалы » Болгарские земли в Новое время » Македонские земли в 1878 – 1914 гг.

Положение македонцев в составе Османской империи. После Берлинского конгресса 1878 г. Македония осталась под властью Турции. И хотя договор предусматривал предоставление местному населению религиозной автономии, решения Берлинского конгресса вызвали сильное недовольство в Македонии. В еще большей степени пересмотр условий Сан-Стефанского прелиминарного договора не устраивал болгарскую общественность. Были попытки оказать вооруженное сопротивление туркам, однако эти восстания закончились поражением. www.bankforward.ru

Турецкое господство оставалось главным тормозом и на пути дальнейшего общественно-политического развития Македонии. Славянское население подвергалось национальному унижению, было лишено элементарных гражданских прав, не имело доступа к управлению. Турецкая империя не выполнила решения Берлинского конгресса о предоставлении области административной автономии. Внешнеполитическое положение Македонии осложнялось и в связи с тем, что Болгария, Сербия, Греция усилили свою так называемую «культурную пропаганду» в ее землях. В действительности все эти государства были претендентами на македонскую территорию и яростно соперничали друг с другом. Балканские монархии строили планы раздела Македонии. Так, сербское правительство на основании конвенции с Турцией отрыло свои консульства в Салониках и Скопле в 1887 г., в Битоле — в 1888 г. С этого момента великосербскую пропаганду стало направлять само государство.

В Македонии открывались сербские школы, распространялась литература, доказывавшая, что Македония — «колыбель сербства». В Константинополе по инициативе сербского посла С. Новаковича было образовано Общество сербо-македонцев. В своей деятельности сербская сторона активно использовала авторитет Константинопольской патриархии.

Еще более активно действовала Болгария, опиравшаяся на экзархию и подчиненную ей церковно-школьную сеть. Болгарский экзархат претендовал на 13 епархий в Македонии. В 1883 г. болгарскому экзарху удалось, используя конфликт между Константинопольской патриархией и Портой, добиться признания правомочности фирмана 1870 г. в Македонии. В этом же году было учреждено школьное попечительство, в обязанность которого входило открытие начальных и средних школ, назначение учителей, составление школьных программ. Все эти меры обеспечивались средствами из государственного бюджета Болгарии. Таким образом, сеть школьных учреждений, подчиненных экзархату значительно расширилась. Великогреческая пропаганда, имевшая в Македонии старые и прочные традиции, в 80—90-е гг. вновь усилилась.

Балканские государства обосновывали свои претензии к Македонии, ссылаясь на «историческое право» и ее этнический состав населения, который трактовался ими в соответствии с собственными интересами. В то же время активная просветительская деятельность Болгарии, Греции и Сербии в Македонии способствовала формированию социального слоя интеллигенции, которая впоследствии стала главной движущей силой в борьбе за национальную свободу.

Этническая и конфессиональная неоднородность населения Македонии и борьба болгарской, сербской и греческой пропаганды изначально предопределяли невозможность взаимного согласия при разделе Македонии и неминуемое возникновение междоусобных столкновений.

Новый этап национально-освободительного движения в Македонии начался в 1893 г., когда в Салониках политические и общественные деятели Дамян Груев и Христо Татарчев заложили основы Внутренней македонской революционной организации (ВМРО), устав которой выдвигал требование автономии Македонии. На общем съезде в Салониках в 1896 г. был принят новый устав, провозглашавший принцип «Македония для македонцев». С этого года она стала называться Внутренней македонско-одринской революционной организацией (ВМОРО). Главной ее задачей являлась подготовка вооруженного восстания для завоевания революционным путем политической автономии. ВМОРО охватывала всю Македонию и Адрианопольский вилайет, которые были разделены на революционные округа, районы и общины.

Вместе с тем деятельность ВМОРО осложнялась отсутствием внутреннего единства, борьбой против внешних влияний и настойчивым стремлением правящих кругов соседних государств подчинить македонское освободительное движение. Против ВМОРО выступила и экзархия. Решительный отпор у революционно-демократического крыла ВМОРО встретила деятельность Верховного македонского комитета, образованного в 1894 г. в Софии группой македонских эмигрантов. Этот комитет, созданный для помощи ВМОРО, вскоре превратился в орудие болгарского просветительства и стал претендовать на руководство национально-освободительным движением. Руководство Верховным комитетом попало в руки ушедших в отставку офицеров болгарской армии. Таким образом, Болгария перешла в Македонии от культурно-просветительской деятельности к конкретным вооруженным действиям.

Страницы: 1 2 3

Масонство
Своеобразной формой идеологического наступления реакции было масонство, возникшее как антипод рационализму века Просвещения: разуму противопо­ставлялась мистика, материалистическому пониманию законов природы — алхимия и кабалистические толкования. Масонство ...

Переход к России Правобережной Кубани
После Кючук-Кайнарджийского мира Россия, казалось бы, прочно закрепила за собой Правобережную Кубань. Однако это было закрепление с помощью войск. Для основательного закрепления, как понимала Екатерина, здесь нужны были постоянные носители российских интерес ...

Миланский эдикт 313 года. Провозглашение христианства государственной религией Римской Империи
IV век сыграл огромную роль для христианской религии, античного мира и последующего развития европейской цивилизации. Эта роль в значительной степени определялась процессом христианизации Римской империи, который составлял, пожалуй, главное содержание этой э ...