Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние просвещенияСтраница 2
Возможность получения образования для женщин, участие их в общественно полезном труде - один из показателей демократизации культуры.
В пореформенное время повысился уровень грамотности. Ко времени падения крепостного права доля грамотных среди населения составляла примерно 7%, к концу века — уже свыше 20%. Уровень грамотности колебался в зависимости от региона, характера занятий жителей. В городах, например, число грамотных было примерно в два раза больше, чем в сельской местности.
Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общую картину образованности в стране. Средний уровень грамотности в России составлял 21,1%, причем среди мужчин грамотных было больше (29,3%), чем среди женщин (13,1%). К этому времени лишь немногим более одного процента населения России имели высшее и среднее образование. Число обучавшихся только в средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, составляло 4%. Иными словами, уровень образованности в России к концу XIX в. определяла начальная школа.
Общие условия социально-экономического и общественного развития, подъем умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет.
В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных магазинов выросло примерно до 2 тыс. Все эти факты свидетельствовали о достаточно широком распространении в пореформенной России книги, одной из важнейших культурных ценностей.
Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, выставки).
Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенное время. Многие из коллекций впоследствии, еще в дореволюционный период, составили значительную часть наших музеев и библиотек. На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи, доступные для широкого обозрения. В начале 80-х годов для посещения была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве. В следующем, 1894 году в Москве был организован Литературно-театральный музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина). Свое собрание русского прикладного искусства передал в 1905 г. Историческому музею П. И. Щукин. Оно составило один из отделов музея.
Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных. Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность.
В 1872 г. в Москве по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии был организован Политехнический музей, сыгравший важную роль в культурно-просветительном движении пореформенного времени. Коллекции одного из его разделов послужили основой для создания Исторического музея (открыт в 1883 г.). Общедоступность многих музеев, развитие выставочного дела свидетельствовали о демократизации культуры. Так, выставки художников- передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Выставка открылась в залах Академии художеств, затем демонстрировалась в Москве, Киеве, Харькове. В общей сложности ее посетили около 30 тыс. человек. В середине 80-х годов выставки передвижников происходили в 14 городах России.
Оценивая в целом состояние просвещения в России, следует подчеркнуть, что в первые пореформенные десятилетия были достигнуты значительные успехи в распространении общеобразовательных и технических знаний, расширении круга читателей, изменении его облика. «В 60-х годах, писал Н. В. Шелгунов,— точно чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думать об общественных делах».
Внутриполитическая борьба (1991-1997 годы)
После распада Советского Союза перед российским руководством остро встала задача сохранения государственного единства. Самое поразительное заключалось в том, что центробежные тенденции, начало которым было положено самим российским руководством (тезис презид ...
НЭП
Необходимость нормализации отношений города и деревни заставила партийно-государственное руководство пойти на отмену продразверстки, замену ее продналогом, размер которого был существенно ниже плана разверстки. В 1923-1924 гг. было разрешено вносить проднало ...
Крестьянская ментальность и община
Специфические черты ментальности крестьянства связаны с материальным бытием этого общественного слоя и прежде всего с характером его производственной деятельности, с хозяйствованием на земле в тесном и непосредственном общении с природой. Но не сами по себе ...