«Новая экономическая политика» (НЭП)
Страница 1

В марте 1921 г. X съезд РКП (б) рассмотрел и одобрил основные мероприятия, составившие основу политики, получившей позже (май 1921 г.) название новой экономической политики (НЭП).

Фундаментальным мероприятием НЭПа стала налоговая реформа в сельском хозяйстве. Она заключалась в замене продразверстки натуральным продовольственным налогом (продналогом) в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличия скота и количества полученного урожая. Размер продналога устанавливался до сева и носил строго дифференцированный характер: для малоимущих крестьян он занижался, а в особых случаях отменялся вообще. Излишки продукции могли быть реализованы в рамках товарообмена, что означало фактическое признание товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации. Система продналога обеспечивала возможность накопления излишков сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьянства, что создавало стимул (спрос) для промышленного производства.

Несмотря на продуманность, мероприятия по налаживанию прямого товарообмена между городом и селом потерпели полную неудачу. Летом 1921г. вместо запланированных 160 млн. пудов хлеба было выменено 3,4 млн. пудов, поскольку крестьяне предпочитали обмену по установленным государством эквивалентам обмен на деньги.[2] Жизнь показала, что главным фактором оживления экономики страны может быть лишь денежное обращение. Поэтому сначала в 1923 г. был введен единый сельскохозяйственный налог, взимавшийся в смешанной форме — деньгами и натурой по выбору крестьянина, а позже в 1924 г. начала доминировать его денежная форма. Причем бедняки отчисляли 1,2% своих доходов, середняки — 3,5%, а кулаки — 5,6%.

Изменялась и система землепользования. Постановление ВЦИК от 21 марта 1921 г. и Земельный кодекс 1922 г. запрещали земельные переделы менее чем в девятилетний срок. Допускались также аренда земли и применение наемного труда. Помощь сельскому хозяйству со стороны государства предполагало также его кредитование. Большая часть средств направлялась в порядке помощи бедноте и среднему крестьянству. Для ликвидации голода и его последствий был введен общегражданский налог в пользу жителей районов, охваченных бедствием, организовывались общественное питание и закупка хлеба за границей. Особая роль отводилась технической и научной помощи. С этой целью в 1925 г. был открыт Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур (Академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина). Для пропаганды передовых методов (агрономических, животноводческих) в Москве с 1923 г. проходили сельскохозяйственные выставки.

В итоге изменяется социальная структура деревни. Сокращается удельный вес бесполевых и малополевых, а также бескоровных и безлошадных хозяйств. За счет этого растет удельный вес средних слоев. Центральной фигурой в деревне становится середняк. Массовая пролетаризация сменилась нивелировкой крайних полюсов, подъемом малоимущих слоев, пополняющих середняцкое ядро. Но это выравнивание шло по нижнему уровню обеспеченности средствами производства и прожиточного минимума. В это же время увеличивалось число многопосевных и многолошадных хозяйств. Именно из этого слоя вырастало кулачество с его товарным хозяйством. Кулацкая группа владела 16 % всех средств производства, 22% сельскохозяйственных машин и орудий. На ее долю приходилось 11% дохода деревни.[3]

Страницы: 1 2

Вывод
Ксенофонт был не просто историческим писателем, но и весьма своеобразным и оригинальным мыслителем, сыгравшим видную роль в развитии античной политической мысли. Обладая особенным талантом публициста, он сумел высказать ряд актуальных идей, предвосхищавших п ...

Закономерности интеграции Северного Кавказа в государственное пространство России (до окончания Кавказской Войны)
Первоначально данную главу предполагалось назвать «Циклы истории России и кавказские войны (до 1917 года)». Не отказываясь от тезиса о том, что сила оружия всё же сыграла немаловажную роль во включении Северного Кавказа в состав российского государства, огов ...

Группирование первобытных людей в коллективы – стада
История человеческого общества берет свое начало из седой старины - с появления человека на Земле. Выделившись из животного мира, первобытный человек научился изготовлять и применять орудия труда, мыслить, общаться с помощью речи, начал объединяться в коллек ...