Социально-политическая обстановка

Обращаясь к политическим воззрениям Ксенофонта необходимо в общих чертах обрисовать ту социально-политическую обстановку, которая способствовала их формированию.

V в. до н.э. является периодом наивысшего расцвета для Афинского государства, который закончился падением Афин в 404 г. до н.э. Поражение в Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.) стало настоящей катастрофой для этого государства, которое не только лишилось прежнего могущества (Афинский морской союз был распущен), но также было вынуждено подчиниться Спарте и изменить существующий политический строй (вместо демократии ввести олигархию).

Следует отметить, что последствия Пелопоннесской войны, впрочем, как и сами военные действия, оказали губительное воздействие не только на Афины, но и на всю Грецию в целом, так как привели в движение механизмы, разрушившие основы полисной цивилизации. В IV в. до н.э. ранее наметившийся процесс экономического развития стал прогрессировать и породил имущественную дифференциацию, вызвавшую социальное неравенство. Все это в совокупности - политические, экономические, социальные изменения - привело к всеобъемлющему кризису полиса.

Кризис охватил все сферы, в том числе и духовную жизнь греков. Это время (конец V - начало IV в. до н.э.) характеризуется упадком традиционной полисной морали - преобладанием личных интересов над общественными, аполитичностью граждан и т. д. (яркую картину политического и социального разложения представил Платон в восьмой книге "Государства").

Именно в этот переломный момент истории античного мира начался новый виток греческой культуры, для которого характерно формирование иного мировоззрения, выразителями которого стали такие выдающиеся мыслители, как, например, Сократ, Платон, Аристотель. Каждый из них выдвигал свои идеи по преодолению кризиса. Сократ обратил внимание греческого общества на вопросы морали и нравственности, Платон и Аристотель разрабатывали проекты идеального государственного устройства, Ксенофонт и Исократ выступили с монархической и панэллинской доктринами.

Во время своего пребывания в Персии Ксенофонт посчитал вполне разумными некоторые установления этого государства; к тому же личность Кира Младшего, с которым он был лично знаком, могла вызвать его интерес к монархии.

В IV в. до н.э. монархия в Афинах и в большей части Греции была забытой формой правления. Монархия же, которая существовала на Востоке, была совершенно неприемлема для греческого мира, т.к. традиционно, по законам демократии, каждый гражданин имел политические права, поэтому передача всей полноты власти одному человеку воспринималась как несправедливость; к тому же, согласно азиатской концепции повиновения, царь рассматривает всех подданных, начиная со своего брата, как рабов, что было и вовсе неприемлемо для греков.